Город
  1. Город
 01 апреля 2013, 13:20  

Пермская колибри

Пермская колибри
Пермский ученый спроектировал самолет вертикального взлета с дальностью полета аппарата Сessna и взлетно-посадочными характеристиками вертолета Robinson. Автор проекта уже десять лет пытается найти спонсора, который готов вложить средства в его изобретение.

Краевое правительство занялось вопросом восстановления полетов сверхмалой авиации внутри региона и прорабатывает варианты восстановления взлетно-посадочных полос, а также ищет возможности удешевления перелетов. В то же время в Перми разработан проект дешевого в эксплуатации самолета, способного садиться и взлетать с неподготовленных площадок. Леонид Шингель, кандидат технических наук, автор 45 научных работ и 14 патентованных изобретений десять лет назад сконструировал модель ультралегкого самолета вертикального взлета и посадки, аналогов у которого, по словам ученого, в мире не существует. Как рассказал г-н Шингель, инновационный метод заключается в особой системе производства воздушного судна. Оно в отличие от других летательных аппаратов выполнено не из металла (для легких судов часто используется алюминий), а из композитных материалов, что существенно облегчает его массу. Так, взлетный вес спроектированного самолета составляет порядка 600 кг. «Таким образом, мне удалось спроектировать высокоэкономичное воздушное судно. Летный час моего аппарата стоит около 2,5 тыс. рублей», — отмечает ученый. При этом стоимость летного часа зарегистрированных самолетов аналогичной вместимости в среднем составляет 15-20 тыс. рублей.

Как рассказали «bc» эксперты ДОСААФ, в мировой практике уже существует опыт, когда некая канадская фирма, скопировав модель американского сверхлегкого вертолета марки Bell, наладила его производство из более легких материалов, что существенно снизило стоимость летного часа, но негативно сказалось на безопасности полетов. Тем не менее Леонид Шингель готов выступить перед экспертами и дать соответствующие пояснения. По словам доцента, все необходимые чертежи, включая запатентованную аэродинамическую модель спроектированного самолета, у него имеются. «Для аппарата не нужна взлетно-посадочная полоса. Он способен совершать посадки на неподготовленные площадки. Это идеально подходит для условий нашего региона», — уверен Леонид Шингель. Ученый отмечает и многофункциональность своего самолета, который может использоваться работниками МЧС и сотрудниками других ведомств, которым необходимо осуществлять рейсы в труднодоступные районы края.


Также доцент технических наук подготовил бизнес-план предприятия по производству спроектированного самолета. По подсчетам Леонида Шингеля, предприятие потребует первоначальных вложений в размере 12-20 млн рублей и сможет приносить прибыль в размере 10 млн рублей в год при объеме производства — один летательный аппарат в месяц. «Основная особенность производства заключается в изготовлении пресс-форм деталей, а затем и самих деталей самолета с помощью дорогостоящего автоклава. Изготовление автоклава под заказ стоит очень дорого, однако в Перми, насколько мне известно, существует два таких прибора, один из них находится в ПНИПУ», — рассказал «bc» собеседник.


По словам экспертов ДОСААФ, в отрасли самолетостроения на сегодняшний день крайне сложно придумать что-то принципиально новое, и те летательные аппараты, которые существуют, уже содержат в своей конструкции лучшие инженерные решения. В то же время вице-спикер Пермской городской думы Юрий Уткин, курирующий вопросы развития науки и инноваций в Совете представительных органов муниципальных образований, сообщил: «Зачастую какие-то нестандартные конструкторские решения пермских разработчиков остаются не замечены властями. При этом нужно понимать, что не все проекты могут быть реализованы, однако заслуживают того, чтобы их рассмотрели специалисты».

Как рассказали в краевом агентстве по содействию инвестициям и внешнеэкономическим связям, если проект получит положительную оценку регионального министерства промышленности, предпринимательства и торговли, в агентстве готовы оказать содействие в вопросах сопровождения проекта и поиска инвесторов.


Представители бизнес-сообщества уверены: если разработанная Леонидом Шингелем технология сможет работать, инвесторы, готовые вложить средства в проект, найдутся. «Правильным в этом случае был бы такой путь: заручиться поддержкой специалистов в области самолетостроения и только после того обращаться в бизнес-структуры за финансовой помощью. Сейчас при Президенте России создана комиссия по развитию авиации, которую возглавляет Юрий Трутнев. Наверняка письмо с положительным заключением специалистов по проекту ультралегкого самолета, направленное в эту комиссию, не останется незамеченным», — сообщил «bc» председатель наблюдательного совета компании I-EMBA, член совета директоров ОАО "Пермметалл" Григорий Меньшиков.

Характеристики ультралегкого самолета вертикального взлета и посадки, выполненного из композиционных материалов:

общая длина 4,07 м;

размах крыльев 8,76 м;

диаметр несущих винтов 6,0 м;

масса в двухместном варианте — 595 кг, в четырехместном варианте — 640 кг;

горизонтальная скорость 180 км/час;

расход топлива 17,8 л/час;

дальность полета 1600 км.

Характеристики легкого многоцелевого вертолета Robinson R44:

общая длина 9,06 м;

диаметр несущего винта 10,04 м;

масса 1089 кг;

горизонтальная скорость 210 км/час;

расход топлива 57 л/ч;

дальность полета 650 км.

Все новости компаний