Отец Дмитрий, насколько широко представлена католическая церковь в Перми?
— Можно сказать, что католики — конфессиональное меньшинство в Пермском крае. Наш приход составляет порядка 200-300 человек. Постоянно на воскресные богослужения приходят около ста человек, по большим праздникам собираются более двухсот. Посчитать точнее трудно, потому что многие католики рассеяны по Пермскому краю. Всего в Пермском крае два католических прихода: в Перми и в Березниках. Есть и отдельные группы католиков, которые не сформированы в приходы: в Добрянке, Чайковском, Рябинино, Соликамске. Нас мало, хотя католики в Прикамье пришли довольно давно — нашему храму 137 лет.
Количество прихожан год от года меняется?
— Чтобы ответить на этот вопрос, нужно иметь статистику за достаточно большой период времени. Мы не ставим себе такой задачи. Могу сказать, что в середине 90-х годов, когда храм отдали верующим, поток прихожан был большим. Пермяки хлынули в нашу церковь. Для последнего десятилетия прошлого века это было что-то новое, необычное. Многие считали, что католичество — приобщение к Западу, западной культуре, к каким-то новым интеллектуальным ценностям. У некоторых складывалось впечатление, что быть католиком — значит быть совершенно другим. Сейчас люди приходят в католическую церковь более осознанно.
А по национальному составу пермские католики кем являются?
— В большинстве своем наши прихожане — русскоязычные, хотя есть среди них этнические немцы, поляки, белорусы, литовцы, украинцы. Приходят также иностранные студенты.
В вашем приходе всего около ста постоянных прихожан. За счет каких средств он существует?
— За счет пожертвований.
То есть сто человек могут содержать целый храм за счет пожертвований?
— Если на содержание храма не хватает средств, я обращаюсь за дополнительной помощью к прихожанам. Иногда появляются спонсоры, которые приходят и дают деньги. Несколько лет назад один бизнесмен передал нам 500 тысяч рублей на ремонт протекающей крыши. Кроме того, нам помогают городские и краевые власти, выделяя средства на ремонт храма, поскольку здание нашего прихода внесено в список охраняемых архитектурных памятников.
Ведет ли ваша церковь какую-то внешнюю деятельность, может, миссионерскую?
— С точки зрения миссионерской деятельности уже одно присутствие в Перми социального центра, в котором несут служение сестры Матери Терезы, — это миссия. Если рассматривать внешнюю деятельность с другой стороны, то могу сказать, что мы периодически проводим органные концерты, культурные мероприятия. Например, в 2012 году после 25 декабря мы 4 дня подряд устраивали Рождественские концерты: органные вечера для ветеранов и почетных жителей Перми.
Как вы оцениваете взаимодействие представителей традиционных религий на уровне Межконфессионального консультационного комитета (МКК)?
— Очень положительно. Когда я приехал в Пермь два года назад, то удивился наличию комитета. Никогда раньше не сталкивался с таким явлением. Именно появление этого комитета в Перми стало примером диалога религий по всей стране. В различных ее регионах создается нечто подобное.
Сейчас в МКК входят семь конфессий. Каждый месяц какая-то из них принимает у себя представителей МКК. В прошлый раз мы были в синагоге, до этого встречались и у старообрядцев, и в лютеранской церкви. Это интересное явление! Считаю, что миссия комитета — не только познакомить нас друг с другом, но и с обществом. Люди боятся и не любят того, чего не понимают. А само существование Межконфессионального комитета означает, что в отдельном регионе можно наладить конструктивный диалог между представителями различных религий.
Какие вопросы вы обсуждаете на встречах МКК?
— В основном вопросы социального характера. Например, оказание помощи многодетным семьям, которых достаточно много среди прихожан любых конфессий. Обсуждаем и вопросы, связанные с преподаванием курса «Основы религиозной культуры и светской этики». Кроме того, в конце 2012 года при участии представителей МКК и депутатов Законодательного собрания проходил благотворительный баскетбольный матч по сбору средств для реабилитации больного мальчика. Вообще уникальное событие!
Как вы отнеслись к инициативе депутата Законодательного собрания Александра Телепнева, который предложил создать рабочую группу по контролю над миссионерской деятельностью?
— Я далек от политики, но слышал, что была некая инициатива. На МКК мы ее еще не обсуждали, хотя это достаточно интересная тема! Но в данном случае прежде всего нужно определиться с терминами: что такое миссионерская деятельность, кто такой миссионер. Вообще, любая религия, любое служение несет некую миссию. Я миссионер. Я ношу сутану — это уже некая миссия.
А будет ли особый контроль над сектами? У всех граждан нашей страны равные права на свободу вероисповедания. И у сектантов в том числе. Человек может свободно выбирать, во что ему верить. Пока ничего большего сказать не могу. Время покажет, во что эта инициатива выльется.
Раз уж мы затронули тему сект, расскажите, как вы относитесь к их деятельности.
— А что такое секта? Раньше баптисты считались сектантами. Сейчас они традиционные христиане, которые живут по Евангелию. Та же история с пятидесятниками.
Секта сама по себе вредна, если вредит обществу, заставляет людей нарушать базовые этические нормы, которые одинаковы практически у всех мировых религий. Секта опасна, если она дурно влияет на психику. Отмечу, что борьба против распространения сект — это наша работа: миссионерская и разъяснительная.
Сейчас много говорят о том, что у людей наступила усталость от традиционных религий…
— У меня встречный вопрос: посмотрите, сколько людей встречали нового Папу Римского. Они устали от религии?
Давайте перейдем к главному событию этого месяца для всех католиков — избранию нового Папы Римского. Это первый Папа из Южной Америки, первый Папа-иезуит. Кроме того, его называют Папой-консерватором. Означает ли это какое-то глобальное изменение католической церкви?
— И Иоанна Павла II, и Бенедикта XVI, и Франциска нельзя назвать консерваторами или либералами. Они просто папы, которые реагируют на события, исходя из нужд Церкви. Также неправильно говорить о каких-то глобальных изменениях Церкви. Все папы в каком-то смысле традиционалисты, ведь «tradere» переводится с латинского как «передавать». Они все передают друг другу служение. Франциск так же, как и его предшественник Бенедикт XVI, продолжает служить Церкви.
В вопросах веры все без исключения папы — традиционалисты-консерваторы. А например, в вопросе папа-мобилей Франциск выступает либералом, потому что он отказался от личного средства передвижения. Посмотрим, как он реформирует курию, назначит новых ватиканских министров. Может быть, и в этом отношении он будет либералом.
Многое зависит от харизмы конкретного Папы: если Иоанн Павел II — Папа-миссионер, Бенедикт XVI — Папа-богослов, то Франциск — это Папа, который заново открывает миру Католическую Церковь. Это очень заметно по его первым шагам на Святом Престоле. Он хочет показать Церковь открытой всем людям, сделать ее еще более простой и скромной.
Когда заседал конклав и шли выборы Папы, в итальянской прессе появлялись в том числе и высказывания о том, что если новый Папа будет либералом, то он разрешит однополые браки и аборты. Что вы по этому поводу думаете?
— Папа не может отменить то, что Церковь хранит с момента своего появления. Два дня назад на аудиенции с журналистами Папа сказал: «В центре Церкви — Христос, а не преемник Петра». То есть Папа не может вычеркнуть что-нибудь из десяти заповедей, не может отменить какие-то фундаментальные принципы Церкви.
Мысли о том, что придет Папа-либерал и скажет: «Отныне будем геев венчать и разрешим эвтаназию», — ошибочны. Такого никогда не будет.
А как вы и ваши прихожане отнеслись к избранию нового Папы?
— Когда семья обретает отца, это всегда хорошо. Папе, независимо от того, кто он — африканец или канадец, иезуит или францисканец, — мы всегда будем рады.