Экономика
  1. Экономика
 10 июня 2013, 13:20  

Отпуск или кредит

Отпуск или кредит
С наступлением лета эксперты прогнозируют традиционный спад спроса на кредиты и другие финансовые услуги. Стремясь избежать уменьшения количества клиентов, банки уже сейчас планируют различные промоакции и обещают существенные скидки на кредитные продукты.

Финансовые продукты банков пользуются спросом в зависимости от сезонности. С этим соглашаются все эксперты рынка. При этом они называют 4 периода роста спроса клиентов на банковские услуги: весна — подъем экономической активности после зимнего затишья и подготовка к отпуску; конец лета — возвращение из отпусков и конец года. Спад интереса потребителей наблюдается в январе-феврале и июне-июле. Пора отпусков приносит банковскому сектору, как и всему финансовому рынку, некоторое замедление.

Ситуация в Пермском крае такая же, как и по всей России. Однако, как заключают специалисты банка «ВТБ24», если в целом по стране максимальный пик продаж кредитных продуктов приходится на конец лета — начало осени, то в Пермском крае — на декабрь, составляя от 11 до 18% продаж в годовом исчислении. На конец года приходится и наибольший всплеск на открытие депозитов: например, один только декабрь формирует до четверти прироста банковских вкладов. «Это связано с появлением дополнительных доходов у населения — выплата годовых премий, бонусов. Банки учитывают эти обстоятельства. Как правило, в продуктовых линейках большинства банков в этот период появляются сезонные предложения — вклады с повышенными ставками», — отмечает заместитель председателя правления ЭКОПРОМБАНКа Алексей Лихачев.

Специалисты Сбербанка России отмечают, что в части потребительских кредитов все зависит от маркетинговой активности банка и проведения тех или иных акций. Однако сезонные тенденции влияют и на этот сегмент. По данным, представленным ЭКОПРОМБАНКом, рост кредитования на приобретение электроники и бытовой техники наблюдается, как правило, во втором полугодии с пиком в декабре, пик по займам на ремонт — весной и осенью. Кредит на отпуск, как правило, берут весной, заранее спланировав поездку и забронировав отель.

В свою очередь, максимальная потребность в автокредитах, после закономерного затишья в зимний период, наблюдается весной. В сегменте кредитных карт, по данным специалистов Западно-Уральского банка ОАО «Сбербанк России», ни особого спада, ни явного роста в течение года не наблюдается: выдача «кредиток» тесно связана с перевыпуском зарплатных карт, который имеет равномерный характер в течение года.

Наибольший спрос на ипотечные кредиты наблюдается во втором полугодии. По мнению специалистов Западно-Уральского банка ОАО «Сбербанк России», это связано, в первую очередь, со сдачей строительных объектов в эксплуатацию. Подтверждает эти данные и г-н Лихачев: «Спрос на ипотеку, как правило, увеличивается с наступлением осени. Лето — традиционный период затишья на рынке недвижимости в целом, в результате чего выход на рынок накопленного за летние месяцы отложенного спроса приводит к пику продаж ипотечных продуктов осенью». В то же время, по мнению директора Центра маркетинговых исследований ВТБ24 Дмитрия Лепетикова, сезонность продаж различных продуктов связана и с рекламной деятельностью банков. При этом между рекламным воздействием и продажей проходит некоторое время. Так, например, августовский пик выдач ипотеки формируется майской рекламой.

Что касается кредитов малому бизнесу, они подвержены общим тенденциям сезонного характера — спад в начале года и летом, подъем весной и осенью (с пиком в конце года), отмечает г-н Лихачев. При этом потребность малого бизнеса в кредитовании более равномерно распределена в течение года, по сравнению с другими видами кредитования.

Летний спрос на кредиты в этом году будет, хотя и не такой значительный, как в прошлом. Несмотря на это, он позволит банкам нарастить кредитный портфель, заключают эксперты банка «ВТБ24». Период отпусков — наиболее выгодный момент для тех, кто остался в городе, когда можно наиболее эффективно воспользоваться различными банковскими предложениями, так как лето этого года «может стать сезоном максимальных за последние годы скидок и акций со стороны банков по автокредитам и ипотеке» (в среднем процентная ставка по ипотеке — от 12%). Более того, некоторые банки уже используют маркетинговые ходы для привлечения клиентов, снижая процентные ставки по отдельным видам кредитов (в среднем процентная ставка на потребительские кредиты — от 14,5%).

Все новости компаний