Газета
  1. Газета
 24 июня 2013, 13:20  

«Вопросы надо задавать не Гельману, а власти»

«Вопросы надо задавать не Гельману, а власти»
На минувшей неделе эффект разорвавшейся бомбы произвела новость об увольнении с поста директора Музея современного искусства PERMM Марата Гельмана. «bc» выяснил, что об этом думают губернатор, депутаты, чиновники, общественники и сам галерист.

Виктор Басаргин, губернатор Пермского края (в своем ЖЖ):

– Немало копий сломано за последние годы вокруг пермского культурного проекта, но в чем он точно преуспел, так это в привлечении к себе внимания. Любая новость, связанная с имиджем культурной столицы и идеологами этого проекта, вызывает обсуждения куда более бурные, чем появление новой больницы или завода. Накануне появился еще один повод — было принято решение завершить работу с М. А. Гельманом. И право, и основания для такого шага у краевых властей были.

Инициативы М. А. Гельмана в последние недели сводятся к привлечению к себе определенного вида внимания. Это очередные попытки «капитализировать» свое имя, в чем он, надо сказать, стабильно преуспевает. Получается, в нашей совместной работе разошлись уже не только стратегии, но и цели. И тот факт, что в этих личных интересах используются площадка и мероприятия, которые в основном организованы и работают на бюджетные деньги, дает краевым и городским властям право не просто высказывать свое «фи» происходящему, но и прибегнуть к более решительным шагам.

Олег Ощепков, экс-министр культуры Пермского края:

– Вокруг этой темы так много всего сплелось, что нет возможности говорить односложно. Нынешняя истерия никому не нужна. Что хочется сказать точно — нельзя коррелировать уход Марата Гельмана и будущее пермской культуры. Культура масштабна, многослойна, уходит корнями глубоко в историю. Поэтому любой уход, даже самого невероятного менеджера, никогда не сможет ее поколебать. Меня волнует будущее пермской культуры. Я очень хорошо понимаю, что надо делать для ее развития. Но между моим пониманием и проектами, которые реализуются, — большая пропасть в виде менеджмента и денег. Толковых людей много, но в одиночку они не способны решить все задачи. Будущее нашей культуры зависит от диалога, возможностей работать в альянсе. Если мы проанализируем цепь событий, приведших к конкретному увольнению, то поймем, что причина в том, что люди просто не слышат друг друга и не хотят работать в команде.

Что касается «Белых ночей», то я сам лично представляю, как сделать фестиваль лучше по массе критериев. А если к моим мозгам добавить десятка два-три российских и международных сообществ, реализация проекта будет возможна. «Белые ночи» — безусловно, хороший проект. И увольнение отдельно взятого человека не отвергает возможности использовать его замечательный опыт на благо Пермского края.

Марат Гельман, экс-директор музея современного искусства PERMM (из сообщений в социальных сетях):

«Позвонил Гладнев и подтвердил факт увольнения. Министр культуры, закрывающий выставки, видимо, перепутал свою должность с ФСБ».

«Начали выемку документов по «Белым ночам». Уверены, видимо, были — что‑то на меня уж точно найдут. Раструбили, губернатор под прессу дал грозное поручение. И тут незадача: председатель оргкомитета — председатель правительства. Он деньги распределял».

Лилия Ширяева, заместитель председателя Законодательного собрания Пермского края:

— Не берусь судить о качестве и значимости творчества Гельмана. Это могут и должны делать профессионалы. У меня нет вопросов к Гельману о его «больших гонорарах» или «большом фнансировании фестивалей». Эти вопросы необходимо задавать органам власти, которые принимали решения и расставляли приоритеты в культурной политике. Не разделяю ни ликований, ни грусти по отношению к Гельману. Мне кажется, в крае есть более насущные проблемы, над решением которых стоит серьезно поработать!

Игорь Гладнев, и. о. министра культуры Пермского края:

— Я бы не стал относить ситуацию со скандалами и отдельными творческими лидерами на структуру принятия решений. У нас есть строго позитивный опыт с проведением большого фестиваля. Есть негативный опыт, мы доверились тем людям, которые обещали сделать фестиваль согласно заявке, однако неоднократно нас обманули. Соответственно, будут приняты кадровые решения.

Проект «Фестиваль фестивалей» должен продолжить свою жизнь. Всю его деятельность можно вписать в деятельность краевых и муниципальных учреждений. На сегодняшний день сложилась ситуация, когда сам фестивальный городок становится местом культуры и искусства. Но, по моему мнению, нужно искать новую площадку для городка. С инфраструктурой и хорошей парковкой. Такую роль могли бы выполнить парк им. Горького и стадион «Юность».

Наиля Аллахвердиева, руководитель паблик-арт программы музея PERMM:

— Увольнение Марата Гельмана формально связано с проведением нескольких выставок в рамках «Белых ночей», одна из которых была признана скандальной и напугала Олимпийский комитет. По крайней мере, так оно было подано представителями власти. Неформальный повод — давление на властей.

Для нас увольнение Гельмана было неожиданной печальной новостью, но предсказуемой, особенно в свете последних событий. В Перми в принципе никогда не было исключительно стабильной ситуации, которая давала бы ощущение гарантий на долгие годы.

Что касается будущего «Белых ночей», то дело не только в Гельмане как проектировщике, а вообще в команде, которая работала слаженно все это время. Я думаю, что не будет Марата, вряд ли работать останутся Гурфинкель и Мильграм. А установка губернатора на местные творческие силы и вовсе не дает никаких надежд, что последующий фестиваль будет приличным событием. Объясню — почему: когда мы готовили фестиваль, то пытались уйти от формата стандартного культурно-массового мероприятия. «Белые ночи» — достаточно изысканный культурный продукт. Нельзя, чтобы перекос был слишком серьезным. Он, конечно, обеспечит приток людей, если вместо Спивакова, например, приедет Газманов. Но качество результата работы над сознанием человека, над его культурным образованием станет иным.

Все новости компаний