Бизнес
  1. Бизнес
 22 июля 2013, 13:20  

Душевные порывы

Душевные порывы
На минувшей неделе в Перми стали продавать воздух. И это не единственный пример необычных бизнес-проектов. «bc» представляет обзор того, что, как правило, является воплощением мечты, но не всегда приносит прибыль.

ДЕНЬГИ ИЗ ВОЗДУХА. В Перми в продаже появились нестандартные сувениры - законсервированный городской воздух в банках. Пока при­обрести его можно только в парке им. Горького. Сейчас идет подготовка по реализации продукта, переговоры с гостиницами, сувенирными точка­ми, сообщает менеджер проекта Еле­на Пелевина. Как уверяют продавцы воздуха, в одной банке содержится: воздух Комсомольского проспекта - 25%, эспланады - 25%, набережной - 15%, Хохловки - 20%, Горьковского парка - 15%. Упакован в консервную банку с изображением художествен­ной галереи. Пермская компания «Воздух города» работает по фран­шизе и является региональным пред­ставителем ООО «Петербургский альянс». Еще в 2003 году петербург­ский предприниматель Сергей Луч­ников запатентовал «Герметичную емкость для сувенирной продукции» в 150 странах мира.

Весной в Перми появилась первая аэротруба - тренажер для парашю­тистов и развлечение для всех же­лающих. В аэродинамической трубе создается поток воздуха, на котором человек может парить, находясь в состоянии свободного падения.

По словам руководителя проекта HappyFlight Александра Калинина, для него это, скорее, порыв души. «Огромного дохода здесь не полу­чить. Больше создавал проект для себя, потому что сам занимаюсь парашютным спортом, а ездить в Екатеринбург (где расположена ближайшая аэротруба) - достаточ­но далеко», - отмечает Александр Калинин. Для открытия проекта по­требовалось порядка 3,5 млн рублей, окупить их планируется в течение двух лет. «Сейчас только инвестиру­ем, работаем в минус. Посетителей пока мало, а расходы очень боль­шие: горюче-смазочные материалы, аренда, реклама. В планах - работать
над усовершенствованием проекта и улучшить уровень сервиса», - рас­сказывает г-н Калинин.

ГОРОДСКАЯ РОМАНТИКА. Полу­чает в Перми распространение и ус­луга по организации свиданий в не­обычных местах. Алексей Баталов, один из руководителей романтико­креативного агентства «Поступок», рассказывает, что заниматься органи­зацией свиданий их команда начала еще в 20Ю году, однако делать это профессионально, зарегистрировав ИП и оформив сайт, стали всего пол­тора года назад. «В первую очередь - для людей делаем, а не для того, что­бы заработать денег», - утверждает Алексей Баталов. Ежемесячный доход агентства составляет порядка 50-80 тыс. рублей. Первоначальные инве­стиции в открытие такого бизнеса окупились через 8 месяцев, хотя пла­нировали через 4, говорит г-н Бата­лов. Помимо вложений, которые по­требовались для открытия, огромное значение имели личные контакты: ведь для того, чтобы организовать необычное свидание, необходимо сотрудничество с ТСЖ, свадебными агентствами, фокусниками, музы­кантами и т. д.
«Буквально полгода назад мы были единственным агентством, оказыва­ющим такие услуги. Сейчас у нас уже 4 конкурента», - отмечает Алексей Баталов. По мнению Рината Шамси- ева, директора Пермского городско­го бизнес-инкубатора, увеличение числа компаний, занимающихся организацией необычных свиданий, «можно расценивать как упадок вдохновения мужского населения города». «Возможно, это начало трен­да, который никогда уже не пройдет. И этого надо очень сильно бояться», - иронизирует г-н Шамсиев.

АПЕЛЛИРУЯ К ФОБИЯМ. Месяц назад в Перми на территории бывше­го детского лагеря открылся аттрак­цион страха «Черная комната».
Идея проекта, по словам одного из создателей, Натальи Кречетовой, ро­дилась в 2009 году, и все это время продумывались детали: разрабаты­вались эскизы оформления комнат, изучались аналогичные площадки за границей. Самой большой слож­ностью было найти атмосферное помещение, чтобы само здание на­вевало ужас, отмечает Наталья Кре- четова. Создание аттракциона было «заоблачной мечтой, которая затем превратилась в цель». Объем перво­начальных вложений создатели огла­шать не стали, сообщив лишь, что сумма составила менее I млн рублей. По словам Натальи Кречето­вой, в планах окупить первоначаль­ные инвестиции к следующей весне, когда откроется второй аттракцион, более приключенческий, максималь­но приближенный к Форту Байяр. За месяц «Черную комнату» посетили около 300 человек.

НАУКОЕМКИЕ РАЗРАБОТКИ. По мнению Николая Косвинцева, руково­дителя управления инновационной деятельности ПГНИУ, именно класси­ческий университет является кузни­цей креативного класса. «Классический университет - место, где работают представители креативного класса, то есть люди, которые на своих знаниях, идеях могут зарабатывать деньги: во­площать свои мысли в реальные про­екты, продукты, технологии, услуги», - утверждает г-н Косвинцев. Сейчас ПГНИУ ведет разработку дизайн-про- екта помещений бизнес-инкубатора, который ориентируется на лучшие офисные пространства - Google, Ebay, Яндекс и т.п. Для его разработки при­влечена команда профессиональных дизайнеров студии Ксении Филатовой, рассказывает г-н Косвинцев.

В 2011году в классическом универ­ситете был «проинкубирован» ряд идей, которые получили различ­ное развитие. Так, студент ПГНИУ Евгений Калашников разработал web-приложение мониторинга энергопотребления, представил его на конкурсе У.М. Н. И.К., получил фи­нансирование, реализовал проект, но не построил бизнес, так как его зада­чей было - реализовать наукоемкую идею в рамках данного конкурса.

Другой проект студентов класси­ческого университета, «Арт-кафе», тоже «не был воплощен в жизнь, но позволил его авторам презентовать Пермский край вне региона, съездить на международную выставку фран­шиз», - отмечает г-н Косвинцев. Наи­более динамичное развитие получил проект компании «АгроАльянс» (быв­шая команда «Ягоды»). Предприни­матели уже в течение года оказывают услуги по фитодизайну, флористике, оформлению помещений. По сло­вам г-на Косвинцева, в планах орга­низаторов проекта к 2015-2017 году вернуться к идее выращивания клуб­ники на территории Пермского края и построить тепличный комплекс.

ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ. По мнению экспертов, для успеха таких креативных бизнес-проектов, как и любых других, необходимо, чтобы они были экономически выгодны­ми. «Любой проект либо приносит конкретный доход, либо ориентиро­ван на получение так называемого полезного эффекта, когда результат измеряется не в виде чистой при­были, а другими выгодами для его инициатора. Ими могут стать полу­чение компетенций в какой-либо отрасли (сфере), наработка связей, опыта, формирование определенного имиджа для проекта и самого себя», - отмечает Николай Косвинцев. Самое главное заключается в том, что руко­водитель проекта должен «болеть» этим. «Он должен быть настоящим фанатиком. Нестандартный бизнес получается только у таких людей», - заключает Ринат Шамсиев.
Открытие креативного бизнеса не­сет гораздо большие риски, чем аналогичные уже существующим на рынке, и у предпринимателей есть возможность учиться на ошибках конкурентов, отмечают эксперты. «Рынок может быть не готов к пред­лагаемым продуктам. Не исключе­но, что услуга, которую предлагают предприниматели, не востребована. Никто не знает, сколько проживут эти проекты. Они могут закрыться завтра, а могут стать огромными компаниями, причем это неизвестно даже самим бизнесменам», - отмеча­ет Ринат Шамсиев.

Разные примеры.
Креативных бизнес-идей создается достаточно много, но зачастую такие проекты не доходят до стадии реализации. «Можно сделать красивый проект, он всем нравится, о нем напишут. Но необычный проект может закончиться ничем, если нет спроса нарынке»,- отмечает Ринат Шамсиев.
И даже в случае реализации креативный, пользующийся спросом бизнес может прекратить свое существование. Как и произошло, например, в случае с магазином концептуального second hand «Одна вторая», который прекратил свою работу только из-за того, что жильцы дома, в котором он находился, поставили во дворе забор, перегородивший вход.
С другой стороны, есть и такие креативные проекты, которые превращаются в бизнес. Один из них, Maugry, - мобильный гид на ладони, разработанный программистами «Лаборатории мультимедийных решений» ПГНИУ во главе с Андреем Дураковым.
Теперь с помощью смартфона или планшета в режиме онлайн можно ознакомиться с достопримечательностями Перми. Установленное на смартфон или планшет приложение распознает QR-коды, расположенные на информационных стендах по маршрутам «зеленой» и«красной линии» Перми, «золотой линии» на территории Пермского университета и в художественной галерее, а также других музеях. По мнению Николая Косвинцева, такой проект может выйти на рынки не только других регионов, но и стран.

Все новости компаний