Эпоха раздробленности
Эксперты солидарны друг с другом во мнении об истоках разногласий партийной фракции Единой России в Законодательном собрании края: «Основная причина раскола фракции проявилась уже во время выборной кампании в региональный парламент в 2011 году. Мы помним политическую нестабильность в крае, когда фактически руководили действиями ЕР в регионе две силы – администрация теперь уже экс-губернатора Олега Чиркунова и люди Юрия Трутнева», – вспоминает политтехнолог Александр Пахолков.
Его мысль продолжает политконсультант Николай Иванов: «На стадии формирования списка кандидатов партии в Законодательное собрание обозначился раскол на партийцев-промышленников и на кандидатов – креатур Олега Чиркунова. После смены губернатора всплыло внутреннее противоречие во фракции. Те депутаты, которые раньше поддерживали политику главы региона, развернулись на 180 градусов», – заключает политконсультант. Его дополняет г-н Пахолков, высказывая мнение, что на сегодняшний день депутаты, ранее относившиеся к лагерю Олега Чиркунова, также разобщены и уже не подвержены влиянию экс-губернтора.
Свое недоумение по поводу внутрифракционной политики выражает и депутат-единоросс Владимир Нелюбин: «Есть во фракции и не партийцы, а депутаты, избранные от «Народного фронта», часто у них бывает свое мнение. Некоторые депутаты ставят свою позицию выше партийной дисциплины. Они группируются и голосуют на основе своих дружеских отношений. Мне как молодому депутату это непонятно».
Между тем Николай Демкин, член фракции и руководитель регионального отделения партии считает, что слово «раскол» вообще неуместно в случае описания ситуации взаимоотношений депутатов-единороссов: «Члены фракции «ЕР» в Законодательном собрании – живые люди. Естественно, у каждого есть свое мнение по тому или иному вопросу, и каждый волен это мнение высказывать. Но при этом говорить о том, что во фракции кто-то действует по своей инициативе вопреки уже принятому решению – нельзя, – считает г-н Демкин. – В моем понимании «раскол» в региональном отделении – в другом: есть те, кто говорит, а есть те, кто делает. Делать должны все», – добавляет политик.
Крылья, группы и группки
«Фракция партии «Единая Россия» в Законодательном собрании края – очень «разная». В ней, к примеру, есть такие люди, как Дмитрий Скриванов, который сам себе и фракция, и депутатская группа, и есть Юрий Борисовец – центр притяжения протрутневских сил в парламенте, – говорит Александр Пахолков. – Фракцию сложно поделить на четкие составляющие: многие депутаты блокируются друг с другом по одним вопросам, но как только их стратегические интересы расходятся, они перестают быть союзниками».
Дмитрий Скриванов, демонстрирующий на последних заседаниях силу своей группы депутатов, называется всеми экспертами безусловным лидером бывших прочиркуновских сил в парламенте, стоящих в жесткой оппозиции к новой региональной власти. Вторым центром притяжения во фракции, по мнению экспертов, являются представители партийной структуры, работающие в русле политики Виктора Басаргина и его правительства.
«Крупные игроки – руководители регионального отделения партии Николай Демкин и Владимир Нелюбин. Они контролируют какую-то часть фракции. Так, за Нелюбиным стоят Александр Третьяков и часть других депутатов, кампании которых он спонсировал», – говорит г-н Пахолков.
Руководитель фракции депутат Юрий Борисовец признается экспертами формальным лидером.
«Реально единороссами в парламенте Юрий Борисовец не руководит. В законодательном собрании он представляет явный центр депутатов являющихся проводником влияния Юрия Трутнева», – замечает политтехнолог Александр Пахолков.
Другая часть фракции малоактивна на заседаниях, однако, по мнению г-на Пахолкова, именно они составляют костяк лояльных к региональной власти депутатов. Однозначно я бы выделил группу людей – чаще промышленников, которые мало лезут в политику, на заседаниях по преимуществу отмалчиваются, но в целом проводят интересы администрации губернатора и правительства края. У таких депутатов нет центра тяжести, но самыми характерными их представителями я бы назвал, пожалуй, Виктора Баранова, президента ОАО «Соликамскбумпром», и Анатолия Карпова, директора ОАО «Чусовской металлургический завод».
Основной и решающей силой во фракции собеседники видят неопределившееся большинство, которое во время решения ключевых вопросов перетягивают на свою сторону то Дмитрий Скриванов, то Николай Демкин.
Ручной парламент или большинство разгневанных депутатов
«Виктор Басаргин, став губернатором при таком разобщенном парламенте, собрать враждующие силы так и не смог. Хотя упрочить свои позиции в ЗС он хочет. Так, на уровне слухов, несколько месяцев назад говорилось про намерение создать группу прогубернаторских депутатов», – рассказывает Александр Пахолков.
Информацию о создании депутатской группы прогубернаторской направленности опровергает Николай Демкин. Однако сама идея подконтрольного Виктору Басаргину и правительству края большинства депутатов в парламенте весьма актуальна и интересна в экспертной среде: «Получив большинство фракции Единой России, получаешь большинство в Законодательном собрании. Если начнет проводиться системная работа администрации губернатора в парламенте, то можно будет добиться создания провластного блока в Законодательном собрании, – рассуждает г-н Иванов. – Колеблющиеся играют в парламенте главную роль. Если уменьшить базу колеблющихся в крыле Скриванова и перетянуть ее в прогубернаторскую группу, можно создать управляемый региональной властью парламент», – предлагает свой рецепт политконсультант.
Место руководителя объединенной фракции (при наилучшем исходе «завоевания» Виктором Басаргиным парламента) или прогубернаторского блока депутатов (при более скромных результатах) эксперты отдают Владимиру Нелюбину.
Сам депутат чувствует в себе силы возглавить фракцию: «Я могу найти общий язык практически со всеми, способен договориться, подобрать нужные аргументы», – говорит г-н Нелюбин.
Впрочем, по заверениям экспертов, и для прогубернаторских. и для оппозиционных лидеров найдется место для расширения своих депутатских блоков. «Скриванов может блокироваться с коллегами-справедливороссами. Нелюбин – с независимыми одномандатниками и частью фракции КПРФ», – рассуждает Николай Иванов.
Сомнения по поводу объединения фракции выражает Александр Пахолков: «Вокруг чего-то конкретного фракция объединиться сможет, но только тогда у нее должен быть яркий и одобряемый большинством депутатов-единороссов лидер. Однако часть тех депутатов, которые имеют такую возможность, связывают свое будущее с грядущими выборами губернатора и являются гипотетическими противниками Виктора Басаргина, что в идеальном варианте фракции «Единой России» в любом региональном парламенте страны – неприемлемо», – заключает эксперт.