Законодательная власть края активно переходит в виртуальное пространство, опередив в этом не только все регионы страны, но и «старших товарищей» из Государственной думы. На данный момент завершена разработка ключевого блока этого проекта: специального мобильного приложения как для депутатов, представителей аппарата ЗС, исполнительной власти края, так и для обычных пользователей.
Основной целью формирования электронного парламента является, во-первых, создание эффективных условий работы для депутатского корпуса, во-вторых, унификация разрозненных ресурсов на одной платформе и их последующая оптимизация. Помимо этого, за счет возможности электронного документооборота существенно ускоряется процесс обмена информацией: если раньше по каждому вопросу повестки заседания комитета или «пленарки» формировались целые пакеты документов, то сейчас многие депутаты от этого отказываются и приходят на заседания с одним планшетом. Существенно продвинуться в этих направлениях как раз и позволило создание специального приложения.
Оно содержит несколько сервисов, в которых представлена информация о повестках заседаний комитетов, пленарных заседаний парламента, календарь всех мероприятий Законодательного собрания, список всех рабочих контактов, а также разделы с нормативными актами исполнительной и законодательной власти региона и другую информацию. Кроме этого, одним из новых разделов стала база публикаций в СМИ о деятельности как Законодательного собрания в целом, так и отдельных партий, фракций и даже депутатов (регистр чувствителен к упоминаниям в местных СМИ отдельных наименований политический объединений или конкретных фамилий).
По словам разработчиков, приложение постоянно развивается, и сложно определить финальную точку в развитии системы. Появление новых сервисов и обновлений стало обычным явлением. Например, сейчас происходит процесс интеграции систем электронного документооборота, виртуального кабинета депутата и электронной системы голосования в самом зале заседаний парламента.
Главным преимуществом всей системы является наличие возможности оперативного доступа к информации Законодательного собрания, независимо от местоположения. Особенно это удобно для парламентариев, работающих не на постоянной основе или находящихся в своем округе.
Приложение может быть использовано любым жителем Пермского края, но основной целевой аудиторией ресурса являются все же парламентарии. Если говорить о личном кабинете депутатов, то помимо доступа к информации они могут добавлять собственные заметки и комментарии к текстам всех документов, а также привязывать к ним материалы собственных выступлений или докладов.
Функционал виртуального кабинета депутата может расшириться еще больше после изменения действующего законодательства в части использования электронных документов и удаленного участия в деятельности парламента. «Мы уже готовим техническую базу для удаленного голосования или присутствия на различных заседаниях, чтобы вовремя разработать соответствующие сервисы («bc»: практически полный переход на электронный документооборот и возможность принимать участие в заседаниях парламента на расстоянии) в случае подготовки необходимой нормативно-правовой базы», — отметил начальник управления информационных технологий ЗС Виктор Чулков.
Напомним, система электронного документооборота также является частью электронного парламента, поэтому работа ведется и в этом направлении. В частности, планируется создать специальный off-line клиент, который позволит депутатам работать не только с уже готовыми документами или участвовать в их подготовке (подписание, согласование и т. д.), но и самостоятельно создавать документы. В ближайшее время планируется создать возможность для подачи поправок в электронном виде, в том числе непосредственно в ходе заседания парламента.
Приложение пока совместимо только с одним мобильным устройством (iPad), но в скором времени оно будет доступно для смартфонов и других мобильный устройств на базе Android и Windows. При этом проводить какие-то специальные обучающие курсы для пользователей системы не планируется. Специалисты аппарата ЗС стараются сделать приложение максимально понятным для любых пользователей. Кроме того, сами депутаты активно участвуют в совершенствовании системы и направляют свои предложения в аппарат Законодательного cобрания. Например, по просьбе парламентариев помимо повестки пленарного заседания появился раздел с информацией о заседаниях комитетов, фракций, комиссий и т. д.
С октября 2013 года для всех желающих заработал еще один элемент электронного парламента — новый интернет-ресурс Законодательного cобрания Пермского края «Законотворчество». Разработчики сайта постарались создать удобную ежедневно обновляющуюся систему, отражающую весь процесс законодательного и законотворческого процесса: от поступления законодательной инициативы, создания комплекса сопроводительных документов до опубликования законодательного акта. Система открыта и доступна всем интернет-пользователям.
Кроме того, новым проектом Законодательное cобрание открывает уникальную площадку для обсуждения законодательного процесса в Пермском крае. Для этой цели на сайте будет работать специальный форум, с помощью которого любой гражданин может выразить свое мнение, внести предложения или вступить в дискуссию по вопросам законотворчества в крае.
Интернет-ресурс расположен по адресу: http://www.zakon.zsperm.ru/.
«Стремительное развитие информационных технологий требует от законодательной власти изменения традиционных форм своей работы. Мы должны широко использовать новые возможности для оперативного реагирования на актуальные запросы общества, повысить эффективность обратной связи по рассматриваемым и принимаемым решениям, — отметил заместитель руководителя аппарата Законодательного Собрания Валерий Новиченков.
Итогом реализации проекта «Электронный парламент» должна стать информационная система, поддерживающая вертикаль представительных органов разного уровня и их связь друг с другом: начиная с портала Государственной думы и заканчивая специальными сервисами муниципальных парламентов. Для этого планируется построить обмен информацией с муниципалитетами, возможно, с использованием «облачных» технологий
в виде готового пакетного предложения, чтобы не нагружать местные бюджеты и не отнимать у них время и силы. Предполагается создание единой оболочки для всех муниципальных образований, за наполнение которой будут отвечать местные власти.