По информации «bc», Прокуратура Пермского края признала незаконными гарантийные соглашения, подписанные рядом муниципалитетов с ресурсоснабжающими организациями. В них местные власти поручались за то, что коммунальные предприятия на их территориях не будут генерировать долги перед поставщиками энергоносителей.
В прокуратуре на запрос «bc» о признании соглашений муниципалитетов незаконными ответ пока не получен, однако информация о том, что подобное решение принято, не была опровергнута.
С предложением о принятии этих нормативных актов несколько месяцев назад выступил министр энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края Александр Фенев. Он пояснил, что действует в соответствии с приказом Минэнерго РФ №103 ««Об утверждении Правил оценки готовности к отопительному сезону».
Г-н Фенев, отвечая на вопрос «bc» о том, что сейчас делать муниципалитетам в ситуации, когда их обязательства перед сетевыми компаниями были признаны недействительными, сказал, что не может дать ответа. Прокуратура, по его мнению, могла бы не только запрещать, но и предлагать что-нибудь: «Если прокуратура не может предложить другой вариант решения проблемы с долгами перед ресурсоснабжающими организациями – это решение неконструктивно», — заметил министр. На встречное возражение, что это не входит в полномочия прокуратуры, Александр Фенев подчеркнул: «У надзорного органа есть много полномочий, пользуясь которыми, можно помочь правительству решить проблему».
В июльском интервью «bc» Роман Леньков, генеральный директор «Пермэнергосбыта», приводил такую статистику по долгам юридических лиц: «Задолженность растет, причем в этом году даже большими темпами, чем ранее. «Дебиторка» составляет 2,4 млрд рублей, в том числе 1,4 млрд — это просроченный долг. Его формируют две большие группы потребителей. Первая — промышленные предприятия с государственным участием. Наиболее крупные должники — федеральные «Пороховой завод», «Прикладная химия», а также «Соликамский завод «Урал». Вторая группа должников — предприятия сферы ЖКХ, а именно поставщики тепла, воды населению».
Не все муниципалитеты пошли на заключение соглашений. В некоторых районах был выбран «сокращенный» вариант гарантий: «Мы изначально просчитали законность введения гарантий, поэтому не стали поручаться за частные предприятия. По ФЗ №131 я могу дать какие-то гарантии ресурсоснабжающим организациям только от бюджетных учреждений», — говорит глава Чусовского района Николай Симаков. «Вообще, у нас существует сложившаяся практика. Мы каждый год на свои бюджетные организации составляем заявку на получение газа от «Газпрома». Я, в свою очередь, как глава района гарантирую своевременную оплату за ресурс. Практически то же самое прописано в соглашении».
«Легитимность гарантий — это, конечно, вопрос. Понятно, что все зависит от юридической формы организации, которая получает услугу ресурсоснабжающих организаций. Поэтому нужно подходить индивидуально к каждому конкретному случаю», - считает Сергей Богуславский, директор филиала «Пермский» ООО «ТГК-9».
Виктор Чичелов, депутат Законодательного собрания Пермского края:
- «Газпром» предупредил, что в случае если не будет происходить значимое снижение долгов за газ, объемы инвестиций в регион будут снижаться на сумму долга.