На заседании Государственной думы 15 апреля в первом чтении был принят закон об уточнении общих принципов организации местного самоуправления. Нововведениями в 131-ФЗ (регламентирующем жизнь муниципалитетов) стало фактическое упразднение выборов мэров крупных городов и глав районов. Городские парламентарии будут в первом случае комплектоваться из депутатов представительных органов власти внутригородских районов, районные – из депутатов поселений.
Вероятнее всего, на следующих выборах в Перми будет избрано 150 депутатов – и ни одного мэра. Территориям не лучше: они также лишатся выборов глав, в законопроекте прописано, что главой района может стать и депутат сельского поселения.
Виктор Кидяев, депутат Госдумы, докладывая о законопроекте в стенах парламента, заявил, что необходимость введения нового механизма вызвана слабым представительством власти и удаленностью депутатов от жителей.
Инициатором нового закона, по сути, выступил сам Президент России, который в декабре в послании Федеральному собранию дал поручение реформировать местную власть согласно здравому смыслу, сделать ее сильной, независимой и финансово самостоятельной.
Г-н Кидяев отметил, что изменения принципов формирования муниципалитетов – это первый уровень исполнения поручения главы государства, на втором уровне – местную власть будут «делать» финансово независимой.
При обсуждении этого вопроса резонный вопрос задал депутат Дмитрий Гудков: «Чем российские граждане отличаются от украинских? Мы поддерживаем право жителей востока Украины на выборы своих мэров и проведение референдумов, а в России запрещаем».
«Законопроект не противоречит Европейской хартии о местном самоуправлении», – ответил Виктор Кидяев.
Игорь Вагин, председатель Избирательной комиссии Пермского края:
Судить, насколько эффективно это решение в сфере муниципального управления, – удел политиков. Нас скорее интересует правоприменение будущего закона.
После принятия законопроекта в первом чтении не определен переходный период, в частности, как будут формироваться новые Земские собрания, в случае если срок окончания их полномочий не совпадает со сроком полномочий представительных органов сельских поселений. Означает ли это, что Земские собрания будут комплектоваться из числа действующих депутатов дум сельских поселений? В законопроекте не определены критерии отнесения городских округов к статусу «городской округ с внутригородским делением». И наконец – будет ли предоставлена возможность регионам самостоятельно выбирать модели муниципального устройства с учетом местной специфики?
Глава Перми Игорь Сапко накануне голосования по законопроекту в Госдуме:
В Москве принял участие в парламентских слушаниях на площадке Госдумы, посвященных вопросу изменения организации местного самоуправления в России. Внимание к законопроекту очень большое как со стороны регионов, так и государственной власти. В ходе реформы в частности, предполагается внедрить новую модель управления. Это напрямую касается порядка 67 муниципальных образований, в том числе и нашего города. Заявленная цель – сближение власти и граждан на местном уровне за счет усиления районного управленческого звена.
Отмечу, перед поездкой встретился с рядом ведущих пермских экспертов в области местного самоуправления. Мнение было в целом единым – на данном этапе к инициативе очень много вопросов, ответы на которые публично нигде не прозвучали.
В Москве для меня было важно прояснить ситуацию, услышать мнение коллег из других городов. Парламентские слушания в этом смысле не разочаровали – тот пакет проблем, который мы обсуждали еще в Перми, в той или иной степени рассматривался и в других муниципалитетах. Вопросы распределения полномочий, формирование и исполнение районных бюджетов, обеспечение функционирования и развития единой системы городского хозяйства, роль территориального общественного самоуправления... Все согласились с тем, что предложенный проект потребует серьезных корректировок Бюджетного кодекса, федерального и регионального законодательства. Убедился, что на местном уровне нет четкого понимания возможных последствий практического воплощения предложенных инициатив.
И еще один важный момент: как было сказано на парламентских слушаниях, жесткого насаждения новшеств не планируется – решение будут принимать региональная власть и органы местного самоуправления.
Константин Калачев, политолог, руководитель «Политической экспертной группы»:
Я не сторонник реформирования местного самоуправления в том варианте, который принят сегодня в первом чтении депутатами Госдумы. Я не считаю, что текст документа может фундаментально измениться между чтениями. В итоге мы получим вертикаль власти, доходящую «до самой земли». При этом резко возрастает роль личности губернатора каждого региона, который будет решать, кто займет руководящие посты в территориях. Сколько просидит на своем посту не избранный, а назначенный чиновник, если вступит в прямое противоречие с губернатором? Отсюда нас ожидает «серость» на каждом уровне власти. Выборы давали возможность в некоторых случаях преодолеть «дурную» кадровую политику глав регионов.
Реформа муниципального самоуправления в большинстве случаев не будет работать на развитие регионов. При выборе руководителя муниципалитетом губернаторы подчас могут руководствоваться не принципом компетенций или опытом назначаемых людей, а их управляемостью и преданностью. Недостаток менеджерских способностей глав районов и городов будет компенсироваться их лояльностью губернатору.
Но следует отличать одних губернаторов от других. К примеру, в Татарстане многие элементы из тех, что обозначены в законопроекте, уже приняты. И этот субъект Федерации динамично развивается – не в последнюю очередь из-за того, что глава региона Рустам Минниханов проводит эффективную кадровую политику и не боится ставить на высокие посты самостоятельных, амбициозных опытных менеджеров.
К сожалению, в России таких глав регионов, как Минниханов, можно пересчитать по пальцам. Виктору Басаргину нечем похвастаться в области кадровой политики. Кого он будет расставлять по ключевым постам в территориях? Что это будут за люди? Вероятно, ими станут представители части пермской элиты, поддерживающей губернатора.
Вернемся к закону. Не так важно, предусматривает ли он субъектам Федерации возможность выбора: формировать свои органы управления по этим принципам или нет. Да, скорее всего, возможности выбора той или иной модели могут сохраниться. Вероятно, именно скорость реформирования МСУ по новым принципам будет веским критерием при оценке работы губернаторов. А начавшаяся чистка рядов глав регионов поспособствует быстрому внедрению новых принципов формирования местной власти. Главный вопрос, который остается, – будет ли введен переходный период? Такой период необходим для доработки закона.
Из итогов: для политтехнологов и политических партий наступают черные дни. Власть приблизилась к населению: теперь каждый депутат будет в шаговой доступности. Но у таких парламентариев не будет реальных полномочий, а их задачи сведутся к утиранию слез жителей.
На мой взгляд, проблемы местного самоуправления лежат не в плоскости вопроса делегирования или избрания глав территорий, а в отсутствии средств на осуществление своих полномочий. Необходимы изменения в сферах налогообложения, межбюджетных трансфертов, наполняемости бюджетов всех уровней.
Александр Пахолков, политтехнолог, руководитель РПА «Агитпроп»:
Принимаемый закон, конечно, можно считать ущемляющим демократию.
В первую очередь новые принципы организации местной власти создаются для борьбы с оппозиционными кандидатами в крупных городах, чтобы ситуация с Екатеринбургом (когда там избрали Евгения Ройзмана) или с Новосибирском (где на недавних выборах победил коммунист Анатолий Локоть) не повторилась в других центрах субъектов РФ.
В Перми такой проблемы нет. Губернатор края Виктор Басаргин уже высказался в поддержку прямых выборов. И через «тяжелое» Законодательное собрание «протащить» такой вопрос будет сложно – поэтому перспективы применения этой модели в нашем регионе малы. В общем, для России этот закон будет тяжелым. Чем это закончится, вполне понятно.
У населения отберут возможность выбирать руководителей городов и районов, а значит, не останется коллективной ответственности за состояния территории. Начнется кутерьма чиновников, которые все чаще будут оказываться мерзавцами. В итоге недовольство людей обрушится на самый верх вертикали.