Строители и девелоперы обсудили с властями доступность жилья в Прикамье. Выяснилось, что план мероприятий уже есть, но денег в бюджете края нет.
Что есть
На круглом столе, чье заседание прошло в рамках III архитектурно-строительного форума, попытались разобраться, как сокращать сроки строительства, выдерживать доступную цену на жилье и решать существующие проблемы отрасли.
Заместитель председателя Законодательного собрания Пермского края Лилия Ширяева выделила два основных фактора, негативно влияющих на доступность жилья в Перми. Первый – снижение реальных доходов населения и рост доли категории граждан с доходами ниже прожиточного минимума. «Данные вопросы решаются путем увеличения промышленного производства в крае, привлечения инвесторов. И надо отметить, что рост экономического производства в 2013 году превзошел итоги 2012 года и предыдущих лет», – отметила депутат. Второй сдерживающий фактор – отсутствие в законодательстве мер по формированию сегмента жилья эконом-класса. «Например, процедуры передачи земельных участков девелоперам сегодня не ориентированы на снижение рыночной стоимости жилья. То же самое касается и тарифообразования», – добавила г-жа Ширяева.
Ольга Коршунова, директор по взаимодействию с профессиональными сообществами и инновационному развитию ОАО «КД ГРУПП» выделила проблемы, с которыми сегодня сталкиваются застройщики. Первая – административные барьеры в инвестиционно-строительной деятельности. «Но у Перми по сравнению с другими городами есть ощутимое преимущество – информационная открытость власти. По итогам исследования Фонда «Институт экономики города» в 2012 году Пермь по этому показателю оказалась на первом месте», – отметила собеседница. На другую грань открытости обратил внимание замглавы администрации Перми Андрей Ярославцев: «У прозрачности есть обратная сторона: чем выше открытость власти, тем длительнее процедуры. К сожалению, это действительно так».
Куда двигаться
По мнению Лили Ширяевой для достижения доступности необходимо несколько шагов. Одно из направлений – создание льготных условий для предоставления находящихся в муниципальной собственности земельных участков. Примером, как отмечает депутат, могут служить земли Фонда РЖС, который проводит аукционы исходя из минимально предложенной цены кв. метра будущего жилья. «Кроме того, необходимо реализовывать государственно-частное партнерство в жилищном строительстве. Второй год проект данного закона убран в стол, поскольку не может быть принят до утверждения соответствующего закона на федеральном уровне. Но даже если его примут, этого будет недостаточно. Нужно вносить корректировки в Земельный кодекс, антимонопольный закон, закон о тарифообразовании», – прокомментировала Лилия Ширяева.
Второе направление - стимулирования частной инициативы граждан посредством создания некоммерческих организаций и жилищных кооперативов. «Пример – выделение земли многодетным. Если бы они могли образовывать кооперативы, выдаваемая земля начала бы реально осваиваться. Мы бы увидели активное строительство на данных территориях, а не перепродажу участков», – подчеркнула выступающая. Еще одно направление, на которое следует обратить снимание, считает Лилия Ширяева, – это развитие доступного рынка арендного жилья, создание некоммерческого жилищного фонда для малообеспеченных категорий граждан и ликвидация всего аварийного жилищного фонда города, признанного таковым на 1 января 2012 года. В завершение доклада депутат резюмировала, что все это могло бы сработать на «доступность», если бы не одно «но». «К сожалению, на все эти цели в бюджете Пермского края не предусмотрено ни копейки», – заключила г-жа Ширяева.
Александр Бондаренко, начальник отдела развития строительного комплекса управления строительства и бюджетных инвестиций министерства строительства и архитектуры Пермского края:
Многие слышали о разработке на федеральном уровне программы «Жилье для российской семьи». В марте она была рассмотрена и одобрена правительством РФ. На прошлой неделе начался ее старт в регионах. Программа рассчитана на 4 года (2014-2017) и включает основные меры поддержки бизнеса. Первая из них – финансирование выкупа объектов инженерно-технического обеспечения, построенных в рамках программы. На эти цели планируется потратить 14 млрд рублей. Предельный размер выкупа объектов инженерной инфраструктуры не превысит 4 тыс. рублей за кв. метр. Это тот предел, который может компенсировать застройщик, участвуя в программе. Следующая мера поддержки – гарантированный выкуп построенного жилья под государственные и муниципальные нужды (скупка квартир для обеспечения жильем отдельных категорий граждан). Цена выкупа за кв. метр будет составлять в районе 30 тыс. рублей, или не более 80% от рыночной оценочной стоимости жилья в субъекте. Методика расчета сегодня утверждается на уровне правительства РФ.
Второй метод реализации построенного жилья – продажа квартир на свободном рынке все тем же категориям граждан, но по цене в 30 тыс. рублей за кв. метр. В связи с такой возможностью мы бы хотели выйти с предложением к муниципалитетам поучаствовать в программе для формирования некоммерческого жилищного фонда для социальных категорий граждан, а также обратиться к бизнесу, который в рамках программы мог бы сформировать фонд арендного жилья.
В рамках программы предусматривается также поддержка со стороны органов государственной власти и муниципалитетов по обеспечению данных территорий социальной и дорожно-транспортной инфраструктурой.
Что касается категорий граждан, которым возможна продажа жилья, построенного в рамках программы, то в их число войдут те, кто имеет жилплощадь меньше 18 кв. метров на проживающего, ветераны боевых действий, бюджетники, госслужащие и другие категории граждан, которым затруднительно приобрести жилье на свободном рынке за собственные средства. Также в программу войдут семьи, имеющие двоих, троих и более несовершеннолетних детей (обладатели материнского капитала). Стоит отметить, что за первый квартал 2014 года, по информации Пенсионного фонда, на обеспечение жильем за счет материнского капитала направлено уже 1,2 млрд рублей. Иными словами, примерный объем рынка по данной категории граждан составляет порядка 5 млрд рублей за год.
Если говорить об отборе застройщиков, то здесь также имеется ряд условий. Первое – введение до 1 июля 2017 года не менее 25 тыс. кв. метров жилья. Отмечу, что и участок, и застройщик будут отбираться на краевом уровне. Критерии отбора министерство строительство должно разработать и утвердить в течение ближайших двух месяцев. К концу июля мы должны будем представить в федеральное министерство строительства наши предложения по проектам Пермского края, готовым участвовать в программе.