Газета
  1. Газета
 23 июня 2014, 13:20  

Корифей наива

Корифей наива
В пермском Музее советского наива открылась выставка самого известного примитивного художника страны.

Выставка, посвященная 100-летию со дня рождения Василия Григорьева, открылась в Музее советского наива. Здесь представлено более 60 работ, собранных из частных коллекций.

Мода на картины примитивных художников возникла в нашей стране совсем недавно. Отправной точкой стала перестройка, когда вместо одного официального стиля – социалистического реализма, вдруг на зрителя хлынул огромный поток разных жанров и направлений. И среди всего этого многообразия отдельной яркой нотой зазвучала наивная живопись.

Среди многих художников советского наива Григория Васильева выделяет то, что он не только самый известный, но и самый изученный. Это редкое явление для советских наивных художников, более или менее систематическое изучение этого направления началось у нас лишь в 70-е годы. Да и то его долго относили не к художественному, а к самодеятельному народному творчеству.

Родился Василий Григорьев в 1914 году в городе Киржач Владимирской области в семье дворянина. Его мать и отец были прекрасно образованы и души не чаяли в единственном сыне. Рисовать начал с детства, но получить образование не смог: в стране произошла революция, и дворянское происхождение сделало его «чуждым элементом», для которого путь был открыт только в ремесленное училище. Окончив его, Василий Григорьев стал кузнецом и работал по этой специальности всю жизнь, в 55 лет вышел на пенсию с должности начальника кузнечного цеха Московского завода имени Ленина. При этом также всю жизнь он рисовал и продавал свои картины на рынке. Писал масляными красками – сначала на клеенках, потом на проклеенных бумажных листах. И картины его всегда пользовались спросом. Основными сюжетами были деревенские пейзажи, русалки, натюрморты.

«Психологическим достоянием его работ является чистота чувств, незамутненных растерянностью или страхом, – рассказывает Ольга Дьяконицына, искусствовед, куратор выставки. – Это отражение мира, в его торжестве жизни и здоровья, сосредоточивает наше внимание на миротворческой, созидательной стороне жизни».

Как рассказывает Ольга Дьяконицына, обычно художник рисовал на кухне по вечерам, засиживаясь допоздна. И утром его жена, входя в кухню, видела как сушатся новые картины, закрепленные на веревочке бельевыми прищепками. За вечер Василий Григорьев мог написать до десяти картинок.

Привычное течение жизни изменилось в конце 80-х: в стране началась перестройка, на Арбате художники стали выставлять свои произведения. Пришел туда и Василий Григорьев со своими картинками. Талантливый художник сразу был замечен, вокруг него начался настоящий бум, им интересовались коллекционеры, иностранцы, журналисты. И эти несколько последних лет (художник ушел из жизни в 1994 году) стали годами расцвета его таланта. По совету коллекционеров-покупателей он перешел с бумаги на холст и стал создавать большие работы.

На выставке в Музее советского наива выставлено лучшее из созданного Василием Григорьевым. Художник стремился передать красоту мира во всех его проявлениях, и его картины способны хоть бы ненадолго вернуть зрителю ощущение полноты бытия и радости жизни.

Все новости компаний