19 июня состоялось последнее в весеннюю сессию пленарное заседание Законодательного собрания края. На повестке стояли острые вопросы: рассмотрение изменений в краевой бюджет в сторону увеличения дефицита, перекраивание перечня объектов капитального строительства и отчет губернатора об итогах работы правительства за прошлый год.
При обсуждении повестки депутат Дмитрий Скриванов выразил обеспокоенность положением дел в Перми и предложил заслушать коллег-парламентариев, которые входили в комиссию по отбору сити-менеджера. Напомним, комиссия 10 июня вынесла решение допустить до голосования только одного кандидата – врио главы администрации города. Депутаты предложение г-на Скриванова поддержали, но, забегая вперед, скажем, что выступление парламентариев, участвовавших в отборе кандидатов в сити-менеджеры, не состоялось.
Если бы послушались.
Первым вопросом повестки заседания депутатами был заслушан отчет губернатора о работе правительства за прошлый год. Виктор Басаргин представил довольно позитивную динамику развития региона – как в разрезе демографической ситуации, так и в сфере социальной и промышленно-инвестиционной политики. Едва затронул тему ближайших преобразований территорий края в рамках реформы местного самоуправления, а затем и вовсе отказался комментировать депутатам свое личное отношение к ней, обозначив, однако, хронологию принятия решения по этому вопросу: «Мы сегодня совместно с Законодательным собранием должны начать подготовку законопроекта. Лучше бы мы в августе в этот вопрос зашли», – представил свое видение губернатор, добавив, что нужно помнить: перед рассмотрением документа в стенах ЗС необходимо создать рабочую группу и обсудить с муниципалитетами и населением варианты политического устройства территорий.
Отвечая на вопросы парламентариев, глава региона два раза в мягкой форме пожурил краевых и городских депутатов за то, что не прислушиваются к его видению решения проблем. В первый раз это касалось вопроса о строительстве нового терминала аэропорта: «Если бы в клинч не вошли, сейчас терминал бы уже стоял и в нем начиналась бы внутренняя отделка». Во второй – истории вокруг стелы ордена Ленина: «Ровно год назад мы эту тему обсуждали, и я сказал, как ее можно решить. Если бы тогда последовали моему предложению – сейчас проблема была бы уже решена», – напомнил Виктор Басаргин о своей идее поставить стелу на место айконмана у здания правительства.
Депутат от Чусовского района Анатолий Карпов спросил губернатора про строительства трассы в обход Чусового: «В разговоре с президентом вы эту тему упоминали», – уточнил г-н Карпов. В ответ глава региона с заговорщическим видом рассказал, что обсуждал вопрос инвестирования этого проекта с Геннадием Тимченко (одним из крупнейших бизнесменов России и личным другом Владимира Путина – «bc»): «С людьми переговорили, они пошли подумать», – охарактеризовал итог инвестиционного диалога губернатор.
Отвечая на вопрос депутата Сергея Клепцина о сроках строительства новой сцены оперного театра, Виктор Басаргин заявил, что конкурсные процедуры будут объявлены уже сегодня (в день заседания ЗС – «bc») и правительство проследит за тем, чтобы подобрать опытного и ответственного подрядчика: ««Никакие предприятия типа «Рогов и копыт» мы не пустим», – заверил Виктор Басаргин законодателей.
Характеризуя вопрос наполняемости бюджета, налоговых льгот и динамики доходной части региональной казны, губернатор подвел итог экономической политики в крае: «Второй год нас экономика давит вниз, а мы пытаемся показатели поднять на новый уровень», – заверил Виктор Басаргин.
Давайте жить скудно.
Изменение в бюджет, увеличивающие уровень дефицита и размеров кредитования казны, правительство внесло на рассмотрение комитетов ЗС еще в апреле, но из-за разногласий среди депутатов вопрос с майской «пленарки» был снят. По инициативе председателя краевого парламента Валерия Сухих была создана согласительная комиссия, которая довела документ до рассмотрения ЗС. Однако больших правок не произошло. Перераспределив расходную часть, депутаты совместно с чиновниками сократили дефицит на 200 миллионов от предельного уровня, оставив пространство для маневра. При этом концептуально структура кредитования бюджета в сравнении с апрельским проектом не изменилась: общая сумма сторонних заимствований из федерального казначейства и коммерческих структур за этот год, по прогнозам минфина, составит около 47 миллиардов.
Необходимость правительства уже в ближайшее время получить возможность перекрывать кассовые разрывы краевого бюджета вынудила законодателей на одном июньском заседании принять новую редакцию закона сразу в двух чтениях.
Председатель бюджетного комитета Елена Зырянова отметила, что изменения касаются только бюджета текущего года, при этом по сути изменяется бюджетный баланс всего трехлетнего срока планирования, а это неминуемо приведет к проблемам исполнения госпрограмм.
«Невозможно сейчас балансировать бюджет. Но, принимая бюджет на 2015-2016 годы, мы должны четко понимать наши приоритеты в расходных обязательствах, чтобы итоговый вариант закона был сбалансирован не на один год, а на трехлетку», – ответила на претензию г-жи Зыряновой и обозначила планы на будущее министр финансов Ольга Антипина.
Проект имени Шулькина.
Переработанный бюджет неизменно повлек за собой передвижку финансирования объектов из перечня капитального строительства. Обсуждение этого вопроса началось одновременно дискуссиями о поправках в бюджет еще в конце апреля. Закон прошел первое чтение в мае, на июньской «пленарке» депутатам необходимо было довести его до конечного варианта.
На профильном комитете документ был рекомендован к принятию. По сравнению с предыдущей редакцией закона в перечень было возвращено строительство санно-бобслейной трассы в Чусовом, и с 2014 на 2015 год перераспределены 100 миллионов рублей со строительства зоопарка. Таким образом, в текущем году расходы были сокращены на 1,4 миллиарда рублей, в 2015 году – на 110 миллионов рублей, а в 2016 году – увеличены на 34 миллиона рублей.
Тогда же на заседании комитета депутат Илья Шулькин безуспешно пытался «выбить» 22 миллиона рублей на подведение сети построенной первой очереди газопровода в Чусовском районе до нескольких поселений. Парламентарий еще добивается строительства второй очереди газопровода, поскольку сейчас он бесполезен из-за того, что не доходит до потребителей. Расходы на строительство этого объекта составят несколько сотен миллионов рублей. После очередного отказа в финансировании он предложил довести газ хотя бы до нескольких поселений, чтобы труба не ржавела. «Стоимость этого проекта составит всего 22 миллиона рублей, что равнозначно цене консервации», – заверил г-н Шулькин. Однако на заседании комитета его поправка была отклонена. В ответ он заявил, что готов выделить собственные средства на разработку проектно-сметной документации.
Вновь со своей поправкой он вышел на пленарном заседании. В поддержку Ильи Шулькина выступил депутат Александр Флегинский, который назвал его образцом парламентария, отрабатывающего запросы избирателей, и попросил коллег выделить средства на газопровод: «Построим и в конце концов назовем его газопроводом имени Шулькина», – заключил г-н Флегинский. Но и в этот раз поправка не прошла.
Но эта история оказалась со счастливым концом. Под занавес пленарного заседания вице-премьер краевого правительства Алексей Чибисов заверил, что краевые власти не против поправки Шулькина. После того как парламентарии проголосовали за выделение средств на газопровод, Илья Шулькин заявил о готовности отозвать свои 230 поправок в законопроект об изменении бюджета.