Традиционный осенний рост цен на топливо в этом году должен пройти плавно, без резкого повышения цен. Такой прогноз дают как представители топливных компаний, так и руководители антимонопольной службы.
И.о. главы Пермского УФАС России Антон Удальев считает рост цен на бензин закономерным явлением, соответствующим текущей экономической ситуации. «Мы ведем ежедневный мониторинг цен. На данный момент повышение стоимости топлива продиктовано инфляцией и пока остается в ее пределах, – поясняет г-н Удальев. – Кстати, в текущем году антимонопольная служба не получила ни одного заявления по этому поводу, и никаких дел в отношении продавцов бензина сейчас не ведется». Напомним, что весной отмечался кратковременный период снижения цен на топливо, но в мае рост возобновился и составил порядка 5%. Однако все эксперты признают, что в ближайшее время рост цен на пермском рынке произойдет.
Представители пермских топливных компаний сообщают, что стоимость топлива всецело зависит от цен производителей (нефтеперерабатывающих заводов). При этом в ценовой политике все ориентируются на крупных игроков, в первую очередь – на «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез», а также «Нефтехимпром» и «Феникс Петролеум». Летнее повышение цен на Урале и в Сибири было обусловлено дефицитом, вызванным аварией на Ачинском нефтеперерабатывающем заводе. Напомним, что 16 июня на территории завода произошел взрыв, сорвавший поставки продукции из Сибири, вследствие чего части пермских топливных компаний пришлось переключиться на топливо Омского НПЗ. Кроме того, считают пермские продавцы топлива, свою лепту в дефицит на него на российском рынке внесли поставки нефтепродуктов в Крым. Все эти причины в конечном счете привели к повышению цен на российском рынке, которое продолжится и в дальнейшем.
В компании «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» о грядущем росте цен отзываются весьма сдержанно. «Мы работаем в рыночных условиях, и цена на топливо зависит от очень многих факторов. Многие процессы, влияющие на ценообразование, малопредсказуемы, поэтому сложно говорить о каких-либо прогнозах даже в краткосрочной перспективе», – заявили «bc» в компании.
«Летнее повышение цен на топливо – не более чем плановое повышение оптовых цен у поставщиков. Был, однако, момент, когда оптовая цена уже поднялась, а крупные розничные сети держали цены на прежнем уровне – это ударило по небольшим предприятиям, имеющим одну-две заправки. А вообще, дефицит топлива летом – рядовая ситуация. Крупные компании предпочитают зарабатывать, продавая продукцию за границу по более высокой цене. Что же касается дальнейшего повышения цен – вероятнее всего, к концу года стоимость подрастет еще процентов на пять, а после Нового года даже можно ждать небольшое снижение», – прогнозируют в ООО «МЕТЭК-ОПТОРГ».
Подобных осторожных прогнозов придерживаются и другие продавцы топлива. Как заявили представители компании «Феникс Петролеум», из-за сложившейся ситуации доходы некоторых компаний опустились ниже порога рентабельности, и издержки вынуждают поднимать цены. Однако скачкообразного роста цен в ближайшей перспективе – при условии, что в нефтеперерабатывающей отрасли не произойдет новых ЧП, – никто не ждет. Повышение цен пойдет постепенно: с начала лета цены уже росли и начиная с осени к концу года повысятся примерно на 10%, прогнозируют в «Фениксе».