Пермские игроки банковского сектора активно занимаются своим имиджем: в наибольшей степени в этом преуспели три банка – «Урал ФД», «ЭКОПРОМБАНК» и «Проинвестбанк». По мнению Сергея Чернова, управляющего директора ИГ «Свободный капитал», работа над собственным имиджем начата ими не в последнее время. «Это их постоянная деятельность. Просто в связи с тем, что каждый из игроков придерживался своей стратегии развития, она не всегда была видна внешнему миру. В существующих рыночных условиях (подробнее – см. вставку) для кредитных организаций, не попадающих в рейтинг ТОП-50 крупнейших по активам банков, остается сегмент малого и среднего бизнеса, а также частные клиенты. А это требует наличия масштабных рекламных кампаний, увеличения точек продаж и обслуживания. Либо же банк может стать кэптивным банком, удовлетворяя потребности небольшой группы лиц», – полагает Сергей Чернов.
По его словам, банковский бизнес консервативен, ведь уже несколько столетий он, по сути, оказывает всего 3 услуги: берет за вознаграждение деньги у одних, отдает их в кредит другим и перемещает деньги из точки А в точку В. «Плюс над банками довлеет жесткий регулятивный контроль, что в принципе исключает появление инноваций. В итоге конкуренция банков заключается в том, чтобы попасть в зону внимания новых клиентов, сократить дистанцию между банком и клиентом за счет новых точек продаж, интернета. И самое важное – улучшить качество обслуживания клиентов», – считает Сергей Чернов. Именно этим и руководствовались пермские банки, внедряя новые бренды, меняя форматы и названия.
Главное – люди.
В феврале 2013 года «Урал ФД» презентовал новый розничный бренд «Клюква». По словам руководства компании, одной из целей ребрендинга стало намерение отойти от традиционного образа банка и позиционироваться как розничная компания, готовая предоставлять не только классические банковские услуги. По словам Юрия Аликина, председателя Правления ОАО АКБ «Урал ФД», сегодня все крупные задачи решены или близки к завершению: перестроены бизнес-модель, операционная модель, изменяется IT-архитектура, однако в процессе их выполнения возникли трудности. «Деньги и технологии решают многие вопросы, но все-таки главный ресурс – люди», – отмечает Юрий Аликин.
По его словам, количественные показатели, которые связаны с формированием выручки (число клиентов, продуктовая линейка, объемы продаж, процентные ставки и прочее) – выполнены, а показатели офиса нового формата значительно опережают показатели офисов старого формата. «Показатели, связанные с себестоимостью (затраты на персонал, внутрибанковские расходы), оказались меньше заложенных в бизнес-плане. Единственная статья расходов, которая выше плана и повлияла на прибыль, – это создание резервов. Причины – в ухудшении экономической ситуации в целом и отставании по срокам реализации проекта «Кредитный конвейер», – объясняет Юрий Аликин.
Концептуально никаких изменений в стратегии продвижения бренда «Клюква» не планируется. «Новый формат доказал свою эффективность. Изменяется время выхода в другие города из-за увеличения срока некоторых проектов – «Кредитный конвейер», «Смена АБС» – и количество открываемых отделений ввиду экономической ситуации», – считает Юрий Аликин.
Вышли из края.
Год назад первый банк с пермской пропиской – «Перминвестбанк» вышел за пределы Пермского края и Приволжского федерального округа. Выход на федеральный уровень требует иного позиционирования, поэтому было принято решение о ребрендинге – новом имени и фирменном стиле, отмечает Сергей Мальгинов, заместитель генерального директора «Проинвестбанк».
«Новое название банка – Профессиональный инвестиционный банк. Мы не только изменили название, но и усилили работу по повышению технологичности внутренних бизнес-процессов, по повышению уровня обслуживания клиентов», – рассказывает Сергей Мальгинов.
В этом году «Проинвестбанк» не планирует открытия новых офисов. «Сейчас мы набираемся опыта по работе и взаимодействию с офисами в других регионах. Нам нужно создать систему по работе с клиентами так, чтобы они не замечали разницы, в каком офисе обслуживаются: в головном – в Нижнем Новгороде или Москве, чтобы клиент везде мог получить одинаково высокий уровень сервиса и воспользоваться всеми продуктами банка. После доработки всех бизнес-процессов мы будем готовы масштабировать эту модель на другие территории и новые офисы. Это произойдет не раньше следующего года», – комментирует Сергей Мальгинов.
Поставили на физиков.
В 2013 году «ЭКОПРОМБАНК», работавший ранее преимущественно с корпоративными клиентами, усилил розничное направление – как с точки зрения депозитного, так и кредитного портфеля. «Задача любых нововведений – выстроить диалог с потребителями под новым углом. Нашей целью было стереть границы в общении, упростить диалог между банком и клиентами. Чтобы клиент в банке чувствовал себя расслабленно, мог задавать вопросы и получать ответы в неформальной обстановке. Под решение данной задачи был открыт дополнительный офис в новом формате обслуживания. Кроме того, банк безвозмездно предоставляет свою площадку в центре города под проведение промо-мероприятий клиентов – юридических лиц», – рассказывает Виктор Новиков.
По его словам, одной из задач нововведений было расширение и обновление клиентской базы. «Эта цель достигнута. В частности, клиентский поток в офисе на Ленина, 49 в два раза выше, нежели в офисе на Екатерининской, 120. Причем это новые клиенты, в планах – дальнейшее наращивание клиентской базы», – делится Виктор Новиков.
Отметим, что в 2014 году «ЭКОПРОМБАНК» отказался от формата лайт-офисов. «Они оказывали ограниченный спектр услуг, ориентированный прежде всего на кредитование частных лиц. В связи с тем, что спрос предъявляется также на размещение депозитов, совершение платежей, было принято решение заменить лайт-офисы многофункциональными», – объясняет Виктор Новиков. По его словам, стратегией банка предусмотрено открытие новых офисов пока только в пределах Перми, причем, возможно, и в этом году.
Сергей Чернов, управляющий директор инвестиционной группы «Свободный капитал»:
– То, что происходит в последнее время с пермскими игроками, равно как и с любыми региональными банками, в первую очередь вызвано рыночными условиями. Ведь за последние месяцы в российской банковской системе сформировались следующие тренды: во-первых, банки все больше и больше зависят от получения денег со стороны ЦБ РФ, но, к сожалению, они не доходят до региональных организаций. Во-вторых, государство указывает компаниям с государственным участием, НПФ и прочим, в каких банках они могут открывать расчетные счета, хранить свои денежные средства. И в этом перечне нет региональных игроков. В-третьих, ЦБ РФ вдруг осознал, что среди российских банков есть в том числе и «плохие», и стал массово отзывать лицензии у небольших кредитных организаций. А это существенно мотивирует клиентов на переход в организации с государственным участием или поддержкой. Наконец, из-за нестабильности политической ситуации вокруг России и вводимых санкций иностранный капитал бежит из России. Конечно же, до этого времени он не находился в региональных кредитных организациях, но крупнейшие банки, восполняя для себя эту потерю, «отбирают» из системы те деньги, которые могли бы пойти на поддержку региональных игроков.