Меры, предпринимаемые Минсельхозом для поддержки местных производителей, сами сельхозпроизводители считают недостаточными. По их утверждению, дополнительных субсидий, выделенных из бюджета, хватит только на заправку техники топливом, а возмещение процентов по кредитам неэффективно, поскольку банки в предоставлении кредитов отказывают.
На заседании рабочей группы по правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса министр сельского хозяйства Иван Огородов рассказал о том, как министерство исполняет Указ Президента России относительно обеспечения продовольственной безопасности. Комплекс предпринимаемых мер включает инвестиционные проекты, помощь в расширении каналов реализации сельскохозяйственной продукции и дополнительное финансирование отрасли (подробнее см. справку).
Один из первых вопросов, заданных после окончания доклада, касался динамики цен на продовольствие, что вполне ожидаемо, так как в теме доклада значилось «о мерах по обеспечению стабильности цен на продукты питания». Но докладчик не был готов дать ответ.
– Насколько выросли цены на продовольствие за первое полугодие этого года и насколько они выросли в августе, после введения санкций? – спросил депутат Законодательного собрания края Владимир Корсун.
– Основные позиции, по которым наблюдается рост цен, – это мясо, сыры и рыба. Главная наша задача – обеспечить доступность социально значимых продуктов. Твердые сыры под мониторинг цен не подпадают, но за ценами на массовые виды сыров, такие как «Российский» и «Костромской», мы следим, – рассказал Иван Огородов.
Депутат повторил вопрос и получил следующий ответ: «Сваливать в кучу все товарные позиции ни в коем случае нельзя. Допустим, сейчас идет очень существенное снижение цен на картошку – потому что сезон».
Г-ну Корсуну ничего не оставалось, кроме как сформулировать вопрос риторически: «Я одного не пойму: если у нас идет увеличение производства, почему цены-то растут?» – воскликнул он. После чего участники рабочей группы перешли к обсуждению других, менее острых тем. Поговорили о том, справятся ли территории с организацией ярмарок, обсудили возможности «укрупнить» организаторов общественного питания в социальных учреждениях и на предприятиях, решили более подробно обсудить проблему созданий сельскохозяйственных коопераций на следующих заседаниях и уже собирались закончить обсуждение доклада, когда слово взял Александр Драницын.
– Как правильно сказал Иван Петрович, единственная форма федеральной поддержки – это «погектаровка». Например, для нашего хозяйства (Александр Драницын – председатель колхоза «На страже мира») сумма субсидий – 212 тысяч рублей. Что можно купить на эти деньги? Допустим, шесть тонн топлива, которых нам хватит на три дня. К тому же цены на него поднялись, поэтому все выделенные деньги уйдут «на компенсацию» этого повышения. Что касается кредитов, то банки не идут на удлинение сроков по кредитам сельским хозяйствам. Нам был предложен только один вариант продления кредита до десяти лет, но с увеличением процентов с 12% до 20% годовых. Кроме того, правительство сегодня усложняет процедуру выдачи субсидий и делает все, чтобы сузить круг хозяйств, которым они выдаются.
– Действительно, очень резко сократилось кредитование банков, и на сегодня это вопрос номер один. Я для своего хозяйства не смог взять ни копейки, при том, что просил небольшую сумму – 2-3 млн рублей. С кем бы из коллег я ни общался, все говорят, что текущее кредитование свернуто. Сельскохозяйственные предприятия живут на свои оборотные средства, а их, как известно, ни у кого из хозяйств нет, – завершил разговор о проблемах отрасли Виктор Федоровский, председатель совета директоров сельхозпредприятия ООО «Беляевка».
Решений по обсуждаемым вопросам на заседании не принималось. Озвученную информацию депутаты «приняли к сведению».
Справка.
Инвестиционные проекты, объединенные под названием «200 ферм», предполагают строительство и реконструкцию молочных ферм на 18300 голов скота, откормочных комплексов на 8252 скотоместа, техническое оснащение птицефабрик, в том числе «Чайковской» и «Менделеевской», а также строительство двух овцеводческих ферм. Самым дорогостоящим проектом станет реконструкция «Пермского свинокомплекса». На него планируется выделить более 1,4 млрд рублей.
Проблема реализации сельскохозяйственной продукции местных производителей решается тремя путями: через налаживание сбыта в торговых сетях и магазинах формата «у дома», организацию ярмарок и создание механизмов для переориентации «аутсорсеров», организующих питание в госучреждениях, на продукцию местных производителей. Рассказывая об этом, Иван Огородов отметил, что пермским производителям недостает «культуры кооперации», в том числе сбытовой, тогда как создание кооперативов позволило бы упростить задачи по сбыту продукции. Он также заметил, что работу по налаживанию контактов местных производителей с торговыми сетями министерство сопровождает «в ручном режиме».
Всего на развитие сельского хозяйства в 2014 году будет выделено почти 3,5 млрд рублей. Из них 1,4 млрд рублей – средства краевого бюджета и 2,1 млрд рублей – федерального. Кроме того, Пермский край получил дополнительные субсидии из федерального бюджета на погектарную поддержку хозяйств в размере 41 млн рублей и на компенсацию процентов по кредитам в размере 122 млн рублей. За счет средств бюджета Пермского края перечислено 26 млн рублей тем хозяйствам, которые расширили свои площади.
фото: flickr.com, Thomas Kohler