Газета
  1. Газета
 15 сентября 2014, 13:20  

Дорогой проезд

В Перми после двухлетней паузы планируется повысить стоимость проезда в общественном транспорте. Максимально – до 18 рублей за поездку.

 
Пермские власти вплотную подошли к вопросу о повышении тарифа – в октябре он будет вынесен на рассмотрение Пермской городской думы. Скорее всего, стоимость проезда предложат повысить до 18 рублей – такой информацией располагают перевозчики. Одновременно власти обсуждают внедрение в общественном транспорте электронной системы оплаты – полученные с помощью нее данные об интенсивности пассажиропотока позволят дать более точное экономическое обоснование величины тарифа.

На недавнем заседании временной комиссии по вопросам дорожной деятельности и благоустройства города заместитель главы администрации Перми Анатолий Дашкевич ответил на вопросы депутатов гордумы о возможном повышении тарифов на поездки в общественном транспорте. «Администрацией рассматривались три варианта тарифов общественного транспорта – 13, 16 и 18 рублей», – рассказал он. Какая стоимость билета будет внесена для голосования в думе – чиновник не уточнил. «На сегодняшний день тарифы рассчитаны и прошли все установленные законом проверки. Расчеты отправлены в тарифную комиссию», – сообщил г-н Дашкевич.

«Насколько мне известно, департамент дорог и транспорта уже посчитал тариф, и его расчетная стоимость составила 17,8 рубля, – рассказывает Игорь Колесников. Тариф складывается из объективных математических величин, и если расчеты показывают, что стоимость проезда должна составлять 18,25 или, например, 10 рублей, то именно эта цена и должна быть использована при формировании тарифа. Он также отметил роль электронной системы оплаты проезда в экономическом обосновании стоимости поездок: «Система позволит предоставить аргументы для пересмотра цен. Уже в течение двух лет тариф не меняется. Депутаты отказались рассматривать этот вопрос, ссылаясь именно на отсутствие точных данных о пассажиропотоке».

Напомним, в сентябре 2013 года департамент дорог и транспорта подготовил проект, в котором обосновывалась расчетная стоимость 15,6 рубля. В начале 2014 года возможность повысить стоимость поездки до 16 рублей обсуждалась, но решение принято не было.

По мнению Дениса Гвоздева, директора ООО «Прокарт», вопрос о повышении тарифов на проезд в общественном транспорте в Перми назрел давно. «О том, что тариф пора пересмотреть, можно говорить, основываясь на опыте соседних городов: в Перми стоимость проезда заметно ниже, чем в других городах-миллионниках», – отметил он.

Вместе с тем участники рынка пассажирских перевозок считают, что было бы разумно перейти от единого тарифа к системе различных предложений, чтобы пассажир мог выбрать тот тариф, который ему наиболее удобен. «Я думаю, вслед за внедрением системы электронной оплаты проезда власти должны сделать шаг к тому, чтобы позволить перевозчикам формировать так называемые тарифные планы. На мой взгляд, от этого выиграли бы и пассажиры, и перевозчики», – считает Игорь Колесников.

«Ввести тарифные планы было бы правильно, потому что у пользователей общественного транспорта разные потребности», – поддержал идею Денис Гвоздев. Я также полагаю, что надо отказываться от взимания платы за вход в транспорт. Все крупные города, в том числе Москва, давно перешли на систему расчета, исходя из длительности поездки. В таком случае плата за проезд не зависит от количества пересадок с одного маршрута на другой и с одного вида транспорта на другой», – добавил он.

Сверчок и шесток

В пермских автобусах начала работать автоматизированная система учета и оплаты проезда «Один билет», разработанная ООО «Прокарт». Система позволяет пассажирам оплачивать проезд с помощью электронной карты, не используя наличные. В течение месяца количество маршрутов, оборудованных электронной системой оплаты проезда, достигнет пятидесяти.

На некоторых автобусных маршрутах система работала в тестовом режиме и ранее. Вместо билетных катушек кондукторы начали использовать специальные валидаторы. Однако они использовались только в части учета поездок.

Внедрение системы началось в условиях, когда у городских властей нет единого мнения о том, как организовать и регулировать работу электронной системы оплаты проезда и учет пассажиропотока. В городской администрации считают, что оператором системы должен выступать «Гортранс», а краевое правительство выступает за создание центра обработки транспортных транзакций на базе ПКГУП «Автовокзал». Однако директора компании «Прокарт» Дениса Гвоздева сложности, которые могут возникнуть из-за неопределенности во властных кругах, не пугают:

«Любой бизнес-проект несет в себе риски. Невозможно предугадать все трудности, которые могут возникнуть, в том числе связанные и с тем, что у властей нет единого мнения по поводу внедрения системы, поэтому мы будем решать проблемы по мере поступления», – говорит он.

«Прокарт» поддерживают перевозчики – на создание муниципальной системы, по их мнению, придется потратить лишние деньги и время. Аналогичную позицию занял Михаил Якимов, директор Института транспорта ПНИПУ: «У муниципалитета много различных обязательств, и создавать для реализации каждого из них отдельное муниципальное предприятие, я думаю, не совсем правильно. В случае с внедрением электронной системы оплаты проезда появилась инициатива «снизу», которая реализуется без участия бюджетных денег. Контролировать ее деятельность не обязательно должны власти – это может делать, допустим, общественный совет из числа перевозчиков».

Аргументируя свою позицию, г-н Якимов опирается на опыт реализации подобных проектов в других городах. «Например, в Самаре запущена уже третья система электронной оплаты проезда, которая внедряется «сверху», со стороны власти. Первая система, созданная также на бюджетные деньги, проработала полтора года и не устроила власть. На вторую правительство Самарской области также потратило огромные бюджетные деньги, и теперь – третья попытка», – рассказал он.

Представители городской администрации в качестве основного довода в пользу создания системы на базе «Гортранса» называют невозможность контролировать объективность данных, когда система находится в руках частной компании.

«Абсолютно «зеркальная», точно так же обоснованная позиция может быть и у перевозчиков, которые скажут: «Гортранс» предоставит те данные, которые выгодны муниципалитету. Мы, со своей стороны, гарантируем, что информацию в системе фальсифицировать не получится – оператор не может изменять данные, которые хранятся в системе. Конечный отчет система формирует автоматически, и корректировать его вручную также невозможно», – возражает Денис Гвоздев.

Теги:
Все новости компаний