Перенос зоопарка в Черняевский лес – давняя тема для ломания копий и споров до хрипоты. Даже на публичных слушаниях, посвященных внесению изменений в правила землепользования и застройки в части смены градостроительного зонирования территории за ДКЖ, обсуждали именно зоопарк.
Строго говоря, смена зонирования и перенос зоопарка – темы, связанные лишь косвенно, но и это не остановило защитников леса и сторонников зоопарка схлестнуться в словесном побоище.
«Это все маниловщина, нет денег в бюджете, – на повышенных тонах уверяет пожилой мужчина. – А лес нужно закрыть, чтобы там никто не ползал. В зоопарке звери будут, завезут лихорадку Эбола еще! Валенсии ваши – бред сивой кобылы, я бы на 100 миллионов сам два зоопарка построил!».
Выступившие в начале слушаний представители администрации Дзержинского района, отдела градостроительного зонирования и других государственных органов рассказали собравшимся о концепции биопарка – пространства без вольеров и клеток, в котором посетители смогут увидеть животных в естественной среде обитания.
«У нас 600 детей ходят в лес на физкультуру, – говорит учительница из школы, расположенной недалеко от леса. – А там мусор. Хотите сохранить лес? Да что-то вас на уборке леса не видно. Почему наши дети выходят на субботники и убирают, а взрослые только мусорят?»
Согласно проекту, подготовленному испанской дизайн-студией, на территории в 24 га (около 3% от общей площади леса), разместятся контактный зоопарк, шесть природных зон от джунглей до полярного мира, а также акватеррариум. Посетители зоопарка, по задумке авторов проекта, смогут поплавать в бассейне с акулой или белым медведем.
«Чиновники, которые все это затевают, либо не очень умны и не осознают последствий, либо имеют преступный умысел!»
Оставшиеся 9 га леса планируется оставить в свободном доступе и благоустроить. Впрочем, никто не пояснил, как именно удастся реализовать все эти задумки, вырубив лишь 25% деревьев и застроив лишь 4 га из 24 – менее 1% от общей площади леса.
«Смена зонирования предполагает размещение специальных парков – это не только зоопарк, но и развлекательные парки, – говорит юрист. – А нам этого не надо, нам нужен живой лес. Что такое их прутики против вековых сосен? Ну, а то, что в лесу пьют, – так в Саду камней и в театральном сквере тоже пьют, давайте и там зоопарки построим. Удобно же, в центре города».
Другие говорили, что зоопарк не помешает прилегающим к лесу домам, а нагрузка на энергосети останется в пределах нормы. Более того, по словам представителей пермского минсельхоза, размещение зоопарка только поможет сохранить лес, который сегодня находится в удручающем состоянии.
«Говорят, что почвенный покров будет снят, но растения при этом не пострадают – интересно, как это вообще возможно? – комментирует преподаватель биофака из ПГНИУ. – Хотя куда мне, кандидату биологических наук, все это понять…»
«Нас тоже беспокоит эта проблема. Но зоопарк займет всего 3% , застройка – менее 1% от площади леса, а зеленых насаждений станет даже больше, – выступил от лица молодежных организаций бизнесмен и активист Илья Лисняк. – На Братскую никто не поедет, а тут – центр города, и территория вокруг будет благоустроена. Но тот зоопарк, который есть у нас, – это позор».
А ему в ответ: «Направляйте свою активность не на майданы и обсуждения, а на общественный контроль!»
По утверждениям Игоря Аверкиева, пермяки получают недостоверную информацию о строительстве зоопарка. Например, строительство зоопарка в Черняевском лесу обойдется бюджету в те же 2,4 миллиарда рублей, что и аналогичный проект на ул. Братской. Кроме того, он обратил внимание на проект, в котором все «изюминки» проекта – аквариум, саванны, слоновники оставлены на третий этап строительства, т.е. на неопределенную перспективу.
«Зоопарк, конечно, чудесный проект – но пару лет назад у нас был чудесный проект набережной, потом эспланады…»
Публичные слушания проводились три часа, в течение которых никакого конкретного решения выносить и не предполагалось. Защитники леса и поддерживающие строительство зоопарка ломали копья, оскорбляли друг друга и уходили от темы, но сошлись лишь в одном – что зоопарк нужно перенести.
«Сейчас тигры и обезьянки прыгают по костям наших предков, – слово переходит к священнослужителю. – А дети, которые на это насмотрятся, будут прыгать по нашим костям».
Как заявил Дмитрий Андреев, заведующий лабораторией на биофаке ПГНИУ, Черняевский лес имеет жесткий природоохранный статус, а смена статуса и строительство зоопарка противоречат законодательству.
Не осталась в стороне и директор пермского зоопарка Людмила Кардашова: «В топ-25 европейских зоопарков входит только один российский – и не московский, а новосибирский. А он, следует отметить, находится в той же зоне, что и будущий пермский. Новосибирцы так же протестовали, и там было трудно снять запреты, но посмотрите теперь, какой у них зоопарк. А нам в любом случае нужно переезжать: зоопарк на 1,6 га – это просто невозможно».
Рослые крепкие мужчины в кожаных куртках – таких часто можно встретить в нынешнем Черняевском лесу «на шашлыках» – от начала и до конца слушаний бродили по балкону и периодически кричали «Вранье!» и «На Братскую!», казалось бы, не особо прислушиваясь к тому, кто и о чем говорит.
Когда слушания подошли к концу и количество участников сократилось наполовину, выступающие начали говорить о том, что тема слушаний – вовсе не перенос зоопарка куда бы то ни было, а смена статуса территории. Снятие статуса особо охраняемой территории, которое может повлечь все, вплоть до жилой застройки, и строительство зоопарка не обязательно взаимосвязаны, что, впрочем, не было услышано за общими криками «На Братскую!»
Не был услышан и комментарий юриста, обратившего внимание на статью 105 Лесного кодекса Российской Федерации: «Изменение границ лесопарковых зон, зеленых зон и городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается».
«Вас обманывают, и подменяют один предмет спора другим, – на повышенных тонах говорит представитель Союза защиты пермяков. – Мы обсуждаем не перенос зоопарка, а снятие защитного статуса с леса. В Горьковском парке есть «Зоопарк пони Карамельки» – нас ждет то же самое. Бюджет дефицитный, а они про два миллиарда говорят. Дурят!»
А вот как прокомментировал завершившиеся слушания Игорь Аверкиев: «Сегодняшние слушания по смене зонирования в «лесу за ДКЖ» завершились полной моральной победой друзей и защитников Черняевского леса – они полностью доминировали и числом, и аргументами (на слушаниях не голосуют)».
«Напоминает общее собрание в ТСЖ. Собрались, покричали и ничего не решили».
Впрочем, трудно говорить о том, что в ходе слушаний выявились победители. В бессмысленной и беспощадной словесной схватке нет победителей или проигравших – есть только не сумевшие докричаться и не сумевшие услышать. За общим шумом балагана публичных слушаний кто-то увидел «цирк», кто-то – «гражданское общество», но, похоже, никто так и не увидел решения проблемы.
«Что зоопарк? Какой зоопарк? – причитает пожилая женщина, уходя со слушаний. – Сами тут зоопарк устроили, вот что!»
И кстати: публичные слушания – лишь необходимая формальность, решение о смене зонирования предстоит принять Пермской городской думе. На мнения, высказанные в ходе дискуссии, депутаты имеют право не обращать внимания.