Представители аграрного бизнеса в Прикамье заявляют о прекращении кредитования со стороны банков. Аграрии утверждают, что получить финансирование становится практически невозможным.
По словам председателя колхоза «На страже мира» Александра Драницына, «анки не идут на удлинение сроков по кредитам сельским хозяйствам. «Когда обратились за финансовой помощью, то нам был предложен только один вариант продления кредита до десяти лет, но с изменением процентов с 12% до 20% годовых», - сетует г-н Драницын. Его поддерживает Виктор Федоровский, председатель совета директоров сельхозпредприятия ООО «Беляевка»: «С кем бы из коллег я ни общался, все говорят, что текущее кредитование свернуто. Сельскохозяйственные предприятия живут на свои оборотные средства, а их, как известно, ни у кого из хозяйств нет».
Представители банков не соглашаются с подобными высказываниями. «Стратегии на снижение кредитования села нет, – говорит Кирилл Алтухов, председатель Западно-Уральского банка Сбербанка России, – все зависит от экономики конкретного проекта. В 2013 году Сбербанк в крае выдал предприятиям агропромышленного комплекса кредиты на сумму более 880 млн рублей. Величина портфеля АПК на 1 июля 2014 по Пермскому краю – 3,2 млрд рублей, с начала года этот показатель вырос на 300 миллионов».
Специальные программы кредитования предпринимателей села действуют, заверяют банки. «Они существуют при поддержке Министерства сельского хозяйства, когда компенсируется процентная часть ставки. Вопрос отказа по кредитам – это вопрос финансового состояния, конкретного предприятия и предложенного обеспечения в виде залога имущества и т.д., – комментирует Андрей Клепиков, вице-президент, управляющий Альфа-Банка в Перми, – ставки по кредитам рыночные». Размер ставки по кредиту зависит от конкретного кредитного продукта, срока кредитования, целей заемщика, наличия/отсутствия залога. Помимо этого, влияют финансовое состояние заемщика, наличие залога или поручителей и срок существования предприятия. К примеру, в Россельхозбанке максимальная сумма кредита для физических лиц, уже имеющих личные подсобные хозяйства и воспользовавшихся субсидией от государства, составляет 300 тысяч рублей на два года, и до 700 тысяч рублей – на пять лет.
Сам Россельхозбанк выдал с начала 2014 года 254,797 млн руб. по кредитам, – рассказала пресс-служба банка Пермского регионального филиала банка. «В условиях существующего ограничения внешних рынков Россельхозбанк в полном объеме выполнил задачи по финансированию сельского хозяйства за 8 месяцев текущего года в рамках Госпрограммы развития агропромышленного комплекса», – пояснили в пресс-службе. Ее сотрудники заявили «bc», что объем кредитования в 2014г. сопоставим с показателями 2013г., однако конкретные цифры пресс-служба называть не стала.
В любом случае на два крупнейших игрока на этом рынке в Пермском крае приходится всего 550 млн рублей «аграрных» кредитов. Что по сути подтверждает уместность упреков селян. На сайте газеты «Ведомости» 2 октября появилась новость о том, что в планах Россельхозбанка «выходить из высокорискованных направлений кредитования сельского хозяйства». К ним относится кредитование проведения сезонных полевых работ и выдача долгосрочных кредитов на развитие подотраслей молочного и мясного скотоводства. Опять же официально в самом банке это отрицают.
«С точки зрения банков и иных инвесторов, сельскохозяйственная отрасль – это всегда большие риски и большая неопределенность, – поясняет генеральный директор инвестиционной группы «Свободный капитал» Алексей Чернов. – На результат здесь влияют очень много обстоятельств, подчас никак не контролируемых человеком. С одной стороны - длинные сроки проектов и большое количество непредсказуемых затрат, с другой стороны – короткий «срок жизни» и риск потери готового продукта. Инвесторы всегда выбирают между альтернативами. В сегодняшней ситуации, когда мы сталкиваемся с ограниченной ликвидностью в банковском секторе, повышением ставок и ростом курса доллара ни один рыночный фактор не может заставить финансовые организации развивать кредитование агропромышленных предприятий. В условиях, когда банки с куда меньшими рисками в более короткий период могут получать трехзначную доходность, занимаясь валютными операциями, отказ в выдаче кредитов сельхозпредприятиям выглядит совершенно логичным и оправданным».
На вопрос, часто ли обращаются представители сельхозотрасли за кредитами, ответы расходятся. Денис Неретин, генеральный директор ОАО «ФИНОТДЕЛ»: «В нашем портфеле доля займов для компаний агропромышленного комплекса в среднем составляет не более 3%. Однако в июле-сентябре текущего года наши специалисты отметили повышенный спрос на заемные средства со стороны сельскохозяйственных предприятий». По его мнению, эта тенденция связана с увеличившимся спросом на отечественную продукцию, что послужило стимулом к развитию фермерских хозяйств. «Середина лета и начало осени – это время сбора урожая, поэтому неудивительно, что фермеры, ощутившие поддержку государства, стали более активно привлекать средства на развитие своего бизнеса именно в этот период», – говорит г-н Неретин. Другая точка зрения у г-на Клепикова: «Сельхозпредприниматели не часто берут кредиты так как, видимо, считают, что госбанки более лояльно подходят к их кредитованию. Если говорить откровенно, то в Пермском крае предприятия данной отрасли подвержены большей дефолтности, чем другие отрасли. И без субсидий государства не могут считаться успешными предприятиями, за редким исключением».
«Во всем мире сельское хозяйство развивается за счет государственных субсидий, и сельхозпредприятие не остается один на один в общении с банком, – резюмирует Алексей Чернов. – Вариантов масса: это могут быть льготные кредиты, гарантированные объемы госзакупок продовольствия, субсидирование процентной ставки или механизм пошлин. В любом случае должна задействоваться масса механизмов, стимулирующих и поддерживающих отрасль, где банк будет лишь одним из многих участников процесса».
В 2 раза меньше
По данным Пермьстата, на 1 сентября 2014 года зафиксировано падение объема производства на селе: например, за январь-август 2014 года сельхозпредприятиями края реализовано растениеводческой продукции почти в 2 раза меньше (на 43,3%). Кроме того, наблюдается снижение поголовья всех видов скота: по состоянию на 1 августа 2013 года поголовье крупного рогатого скота сократилось на 2,3%, свиней - на 3,5%, численность птицы – на 0,2% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. Но зато увеличилось производство молока – надоено 210,8 тыс. тонн, что больше на 5,3% к январю-июлю 2013 года.
Фото: Кадр из м/ф "Приключения поросёнка Фунтика", режиссер: Анатолий Солин