Политика
  1. Политика
 23 октября 2014, 20:30  

Трава для оптимиста, или Как Леонид Морозов парламент «взорвал»

Трава для оптимиста, или Как Леонид Морозов парламент «взорвал»

Из итогов октябрьской пленарной недели Законодательного собрания: бюджет принят, но с опаской; законопроект о повсеместном введении сити-менеджеров прошел первое чтение, но не без скандала; налоговые льготы отменили для всех, но оставили для инвесторов.

К началу октябрьского пленарного заседания Законодательного собрания Пермского края стало ясно, что по самым острым вопросам достигнут компромисс – депутатская фракция «Единой России» решила консолидированно поддержать и проект бюджета на 2015-2017 годы, и законопроект Совета муниципалитетов о модели выборов местной власти. Единственным камнем преткновения оставшимся в повестке стала отмена льготной ставки по налогу на прибыль. Об этот вопрос депутаты сначала споткнулись, а потом смело перешагнули.

Всем сити по менеджеру.

В краевой парламент с июня по август поступило пять законопроектов о модели формирования органов местной власти. Три из них внесли депутаты Алексей Бурнашов, Илья Шулькин и Алексей Луканин; инициатором двух остальных стали фракция КПРФ и Совет муниципальных образований Пермского края. Последний, очевидно, является отражением позиции губернатора, и регламентирует введения института сити-менеджеров в районах, городских поселениях и городских округах, форма избрания глав и депутатов земских собраний остается на выбор самих муниципалитетов. В отличие от этого проекта закона, в остальных нет обязательного введения должности, назначаемого местными парламентами главы исполнительной власти. Сам тип выборов депутатов и глав в каждом проекте закона определяется по-разному (в основном только прямые выборы глав – как альтернатива сити-менеджерам), но только в предложениях Совета муниципалитетов этот вопрос отдан на откуп самим местным властям.

Напомним, что в связи с изменением федерального законодательства краевому парламенту необходимо до конца ноября принять региональный нормативный акт, регулирующий структуру избрания депутатов и глав в муниципалитетах.

При презентации своего законопроекта на пленарном заседании Алексей Бурнашов апеллировал к актуальной нынче теме - плохой подготовке города к снегопадам: «На днях случился коллапс, но не хочу кидать камни в Дмитрия Самойлова, потому что этот вопрос берет истоки с того времени, когда отменили выборы главы города», - привел он аргумент.

Забегая вперед, вопросы возникли только к одному спикеру - председателю Совета глав Александру Кузнецову, презентовавшему свой законопроект.

«Вы сказали, что была проведена широкая дискуссия при подготовке законопроекта, как житель Пермского края я этого не почувствовал. В Березниках и Усольском районе никакие обсуждения не проходили», - заметил депутат Олег Ковалев, и спросил с кем и на каких площадках эта «широкая дискуссия» проходила.

«Такая работа проведена. У нас существует 7 ассоциаций муниципальных образований на их площадках прошли обсуждения, так же как в общественной палате, и на заседании правления Совета. Мы имеем 57 отзывов по этому законопроекту, только 20 из них вносят поправки, и то незначительные. Например, в Пермском районе предложили назначать сити-менеджеров в поселениях с населением свыше 15 тысяч человек», - ответил г-н Кузнецов.

Депутаты обратили внимание на то, что по вопросу организации местной власти не были проведены опросы населения. Глава администрации губернатора Алексей Фролов ответил, что состоялось 13 круглых столов, и везде был поддержан «законопроект Кузнецова».

К концу обсуждения вопроса парламентарии взяли себя в руки и решили обсуждать уже грядущие поправки в «почти принятый» законопроект Совета муниципалитетов. Председатель фракции «Единой России» Юрий Борисовец сообщил, что между чтениями выступит с поправкой об увеличения срока вступления закона в силу для того, чтобы муниципалитеты смогли без спешки выбрать свою модель выборов, и внести изменения в свои уставы.

Также грядущие поправки анонсировала депутат Елена Гилязова, пообещавшая, что будет добиваться включения в законопроект нормы о том, чтобы муниципалитеты могли вносить свои поправки в модель выборов неограниченное количество раз и после вступления закона в силу.

«Мы должны дать им возможность самим решить, как избирать свои органы власти. Не торопясь: не за три месяца, и не под сегодняшним административным давлением», - отметила г-жа Гилязова.

Предсказуемо «законопроект Кузнецова» был принят. Уже при обсуждении другого вопроса Алексей Бурнашов отметил, что не исключает того, что через несколько лет придется вносить изменения уже в этот закон, и возвращать норму о прямых выборах глав руководителей исполнительной власти в территориях.

Пессимисты «за» оптимизм.

Часто повторяемые вопросы об оптимистичных прогнозах, положенных в основу доходной части краевой казны, зазвучали снова при принятии бюджета региона на 2015-2017 годы. Новыми были ответы. Так глава Правительства Геннадии Тушнолобов поделился собственным прогнозом отметив, что «по моим внутренним ощущениям, будет тяжелее 2015, но не 2016 год».

«Федерация считает, что бюджет края находится в устойчивом положении по сравнению с другими субъектами. Поэтому, когда мы обращаемся за помощью, нас переносят в конец списка. Мы три раза за год обращались за бюджетными кредитами, нам сказали: «Будет действительно плохо – дадим», - ответила на вопрос о привлечении федеральных средств министр финансов Ольга Антипина.

О рисках говорила председатель бюджетного комитета Елена Зырянова: «Правительство, формируя бюджет, положило в основу базовый сценарий экономического развития, при этом не нарушив никаких норм. Но для региона это риски. Следующая проблема – высокая долговая нагрузка. К концу бюджетного периода объем кредитов составит 47% от доходной части. Нам придется уповать только на дотации и субсидии. Стоимость обслуживания кредита составит 3 млрд рублей, столько же в год из бюджета тратится на инвестиционные расходы», - подчеркнула г-жа Зырянова.

Об инвестиционной части бюджета вспомнила вице-спикер Лилия Ширяева, заметившая, что на 61% снизилось количество инвестобъектов в бюджете на следующую трехлетку, по сравнению с текущей ситуацией. Отдельно она отметила, что на третий год строительства зоопарка средств не заложено, а вообще по-настоящему значимых объектов в трехлетке – нет.

Несмотря на острую критику бюджет приняли с неофициальной формулировкой «доработать между чтениями».

Куда делась трава?

Депутат Алексей Бурнашов и вице-премьер Леонид Морозов представили альтернативные проекты по изменению налогообложения в Пермском крае.

«С 2007 по 2013 годы мы потеряли из бюджета сумму, равную годовому бюджету Пермского края, - докладывал Алексей Бурнашов, - Действующие льготы не оправдали себя. Пермский край стал отставать от соседних регионов и скатился с 18 на 42 место по обеспечению бюджета. По прогнозам, при принятии этого проекта мы получим в доходной части бюджета до 9 млрд рублей в 2015 году, при этом мы учитываем, что крупный бизнес может лишиться льготы, уводя деньги из региона».

По предлагаемому г-ном Бурнашовым проекту региональная налоговая льгота будет представляться только тем, кто инвестирует именно в Пермский край. «Есть опасения, что инвесторы могут уйти из-за повышения налогов, но я их не разделяю. Для тех, кто готов инвестировать в наш край, – ничего не изменится. Более того, расширен перечень возможных льготников – включен малый и средний бизнес», - резюмировал Алексей Леонидович.

Леонид Морозов призвал присутствующих «руководствоваться не политическими амбициями, а экономической целесообразностью». «Пермский край находится в странной ситуации: несмотря на налоговые льготы, инвестиционная привлекательность по рейтингу Эксперт РА не меняется на протяжении четырех лет, и если так будет продолжаться, то станет еще хуже. Например, мы увидим изношенность фондов на уровне 72 процентов в перспективе на следующие 3-4 года», - высказался г-н Морозов.

Вообще публичный дебют вице-премьера Леонида Морозова в краевом парламенте оказался запоминающимся. Его общение с депутатами смело можно разбирать на цитаты. Например, отвечая на реплику, что бизнес-овец нужно стричь аккуратно, а сейчас травы для овец меньше он ловко сменил тему: «Про какую траву вы говорите? 6 млрд долларов утекли из Пермского края за последние годы. Кто растил эту траву, и где она сейчас?». Вслед депутаты явно настроились на продолжение обсуждения "травяной" темы, но спикер Валерий Сухих, с трудом сдерживая смех, попросил всех вернуться в рабочее русло.

Итог: принят губернаторский законопроект, с похожей на голосование по бюджету неофициальной формулировкой.

«Мне нравятся оба законопроекта. Но худшего времени для его внесения не придумать. Выход из ситуации такой – мы должны сократить законопроекты до одной строчки: увеличив налог на один процентный пункт», - заявил до голосования Юрий Борисовец.

Пессимистично к отмене налоговой льготы отнесся депутат Алексей Бодров: «По нашим подсчетам, после принятия законопроекта Алексея Бурнашова на 10% вырастут розничные цены, что касается законопроекта губернатора то на 5%», - признал депутат.

Все новости компаний