Политика
  1. Политика
 27 октября 2014, 12:20  

Выбор муниципалитетов

Выбор муниципалитетов
Из итогов октябрьской пленарной недели Законодательного собрания: бюджет принят, но с опаской; законопроект о повсеместном введении сити-менеджеров прошел первое чтение, но не без скандала; налоговые льготы отменили для всех, но оставили для инвесторов; а школьники на время остались без стипендий.

В начале заседания спикер Законодательного собрания Валерий Сухих вручил Почетные грамоты Пермского края Александру Васильевичу Желнину, заведующему неврологическим отделением Пермской краевой клинической больницы, за вклад в развитие медицинской помощи населению и Геннадию Эдуардовичу Кузьмицкому, депутату Законодательного Собрания, за вклад в совершенствование законодательства Пермского края.

К началу октябрьского пленарного заседания ЗС Пермского края стало ясно, что по самым острым вопросам достигнут компромисс – депутатская фракция «Единой России» решила консолидированно поддержать и проект бюджета на 2015-2017 годы, и законопроект Совета муниципалитетов о модели выборов местной власти. Единственным камнем преткновения, оставшимся в повестке, стала отмена льготной ставки по налогу на прибыль. Об этот вопрос депутаты сначала споткнулись, а потом смело его перешагнули.

Всем сити по менеджеру.

В краевой парламент с июня по август поступили пять законопроектов о модели формирования органов местной власти. Три из них внесли депутаты Алексей Бурнашов, Илья Шулькин и Алексей Луканин; инициатором двух остальных стали фракция КПРФ и Совет муниципальных образований Пермского края. Последний, очевидно, является отражением позиции губернатора и регламентирует введение института сити-менеджеров в районах, городских поселениях и городских округах. Форма избрания глав и депутатов земских собраний остается на выбор самих муниципалитетов. В отличие от этого проекта закона в остальных нет обязательного введения должности назначаемого местными парламентами главы исполнительной власти. Сам тип выборов депутатов и глав в каждом проекте закона определяется по-разному (в основном только прямые выборы глав – как альтернатива сити-менеджерам), но только в предложениях Совета муниципалитетов этот вопрос отдан на откуп самим местным властям.

Напомним, что, в связи с изменением федерального законодательства краевому парламенту необходимо до конца ноября принять региональный нормативный акт, регулирующий структуру избрания депутатов и глав в муниципалитетах.

В ходе презентации своего законопроекта на пленарном заседании Алексей Бурнашов апеллировал к актуальной нынче теме – плохой подготовке города к снегопадам: «На днях случился коллапс, но не хочу кидать камни в Дмитрия Самойлова, потому что этот вопрос берет истоки с того времени, когда отменили выборы главы города», – привел он аргумент.

Забегая вперед, скажем: вопросы возникли только к одному спикеру – председателю Совета глав Александру Кузнецову, презентовавшему свой законопроект.

«Вы сказали, что была проведена широкая дискуссия при подготовке законопроекта, как житель Пермского края я этого не почувствовал. В Березниках и в Усольском районе никакие обсуждения не проходили», – заметил депутат Олег Ковалев и спросил, с кем и на каких площадках эта «широкая дискуссия» проходила.

«Такая работа проведена. У нас существуют 7 ассоциаций муниципальных образований, на их площадках прошли обсуждения, так же, как в общественной палате и на заседании правления Совета. Мы имеем 57 отзывов по этому законопроекту, только 20 из них вносят поправки, и то незначительные. Например, в Пермском районе предложили назначать сити-менеджеров в поселениях с населением свыше 15 тысяч человек», – ответил г-н Кузнецов.

Депутаты обратили внимание на то, что по вопросу организации местной власти не были проведены опросы населения. Глава администрации губернатора Алексей Фролов ответил, что состоялось 13 «круглых столов», и везде был поддержан законопроект Кузнецова.

К концу обсуждения вопроса парламентарии взяли себя в руки и решили обсуждать уже грядущие поправки в «почти принятый» законопроект Совета муниципалитетов. Председатель фракции «Единой России» Юрий Борисовец сообщил, что между чтениями выступит с поправкой об увеличении срока вступления закона в силу, чтобы муниципалитеты смогли без спешки выбрать свою модель выборов и внести изменения в свои уставы.

Также грядущие поправки анонсировала депутат Елена Гилязова. Она пообещала, что будет добиваться включения в законопроект нормы о том, чтобы муниципалитеты могли вносить свои поправки в модель выборов неограниченное количество раз и после вступления закона в силу.

«Мы должны дать им возможность самим решить, как избирать свои органы власти. Причем не торопясь: не за три месяца, и не под сегодняшним административным давлением», – отметила г-жа Гилязова.

Законопроект был принят. Уже при обсуждении другого вопроса Алексей Бурнашов отметил: не исключено, что через несколько лет придется вносить изменения уже в этот закон и возвращать норму о прямых выборах глав руководителей исполнительной власти в территориях.

Пессимисты «за» оптимизм.

Часто повторяемые вопросы об оптимистичных прогнозах, положенных в основу доходной части краевой казны, зазвучали снова в ходе принятия бюджета региона на 2015-2017 годы. Новыми были ответы. Так, глава Правительства Геннадий Тушнолобов поделился собственным прогнозом, отметив: «По моим внутренним ощущениям, будет тяжелее 2015-й, но не 2016 год».

«Федерация считает, что бюджет края находится в устойчивом положении по сравнению с другими субъектами. Поэтому когда мы обращаемся за помощью, нас переносят в конец списка. Мы три раза за год обращались за бюджетными кредитами, нам сказали: «Будет действительно плохо – дадим», – ответила на вопрос о привлечении федеральных средств министр финансов Ольга Антипина.

С замечанием к внесенному бюджету выступил первый заместитель председателя Заксобрания Игорь Папков: «При формировании бюджета на 2015 год во главу угла были поставлены бюджетные ограничения, ни по одной госпрограмме не были приняты изменения в установленный для губернатора срок, а по двум программам были приняты решения только после внесения бюджета. Экспертами отмечено, что у части показателей госпрограмм показатели исполнения ниже, чем в программе социально-экономического развития края. Например, показатель «уровень смертности населения от все причин». Кроме того, показатель «коэффициент естественного прироста населения» вообще отсутствует», - отметил г-н Папков.

О рисках говорила председатель бюджетного комитета Елена Зырянова: «Правительство, формируя бюджет, положило в основу базовый сценарий экономического развития, при этом не нарушив никаких норм. Но для региона это риски. Следующая проблема – высокая долговая нагрузка. К концу бюджетного периода объем кредитов составит 47% от доходной части. Нам придется уповать только на дотации и субсидии. Стоимость обслуживания кредита составит 3 млрд рублей, столько же в год из бюджета тратится на инвестиционные расходы», – подчеркнула г-жа Зырянова.

Об инвестиционной части бюджета вспомнила вице-спикер Лилия Ширяева, заметив, что на 61% снизилось количество инвестобъектов в бюджете на следующую трехлетку по сравнению с текущей ситуацией. Отдельно она отметила, что на третий год строительства зоопарка средства не заложены, а вообще по-настоящему значимых объектов в трехлетке нет.

Несмотря на острую критику, бюджет приняли с неофициальной формулировкой «доработать между чтениями».

Альтернативные мнения.

Депутат Алексей Бурнашов и губернатор Пермского края представили альтернативные проекты по изменению налогообложения в Пермском крае.

«В 2007-2013 годах мы потеряли из бюджета сумму, равную годовому бюджету Пермского края, – докладывал Алексей Бурнашов. – Действующие льготы не оправдали себя. Пермский край стал отставать от соседних регионов и скатился с 18-го на 42-е место по обеспечению бюджета. По прогнозам, принимая этот проект, мы получим в доходной части бюджета до 9 млрд рублей в 2015 году, при этом мы учитываем, что крупный бизнес может лишиться льготы, уводя деньги из региона».

По предлагаемому г-ном Бурнашовым проекту региональная налоговая льгота будет предоставляться только тем, кто инвестирует именно в Пермский край. «Есть опасения, что инвесторы могут уйти из-за повышения налогов, но я их не разделяю. Для тех, кто готов инвестировать в наш край, ничего не изменится. Более того, расширен перечень возможных льготников – включен малый и средний бизнес», – резюмировал Алексей Леонидович.

Леонид Морозов призвал присутствующих «руководствоваться не политическими амбициями, а экономической целесообразностью». «Пермский край находится в странной ситуации: несмотря на налоговые льготы, инвестиционная привлекательность по рейтингу Эксперт РА не меняется на протяжении четырех лет, и если так будет продолжаться, то станет еще хуже. Например, мы увидим изношенность фондов на уровне 72% в перспективе на следующие 3-4 года», – высказался г-н Морозов.

Итог: принят губернаторский законопроект, с похожей на голосование по бюджету неофициальной формулировкой.

«Мне нравятся оба законопроекта. Но худшего времени для его внесения не придумать. Выход из ситуации такой – мы должны сократить законопроекты до одной строчки, увеличив на один пункт налог», – заявил до голосования Юрий Борисовец.

Пессимистично к отмене налоговой льготы отнесся депутат Алексей Бодров: «По нашим подсчетам, после принятия законопроекта Алексея Бурнашова на 10% вырастут розничные цены, что касается законопроекта губернатора, то на 5%», – признал депутат.

Цена ошибки.

На заседании Законодательного собрания Пермского края депутаты отменили стипендии для школьников. Второе чтение проекта закона «О внесении изменений в Закон Пермского края «О стипендиальном обеспечении и дополнительных формах материальной поддержки» не обошлось без разногласий.

«Обратите внимание: второй раз рассматриваем законопроект, если примем, он вступит в силу через 10 дней. Тем временем начисление стипендий школьникам фактически должно не проводиться с начала года, – выступил депутат Олег Жданов. – Мы обманываем некоторое количество наших избирателей, мы ухудшаем положение учащихся. Они принимали решение, куда пойти учиться, с учетом действующего законодательства, а сейчас мы его меняем», – высказался г-н Жданов.

Депутат Юрий Ёлохов поддержал коллегу: «Я не знаю, как я в своем округе буду объяснять – мы новое решение по поддержке учащихся еще не приняли, а это уже отменили». «Логично решение перенести на начало нового учебного года. Была озвучена цифра, что если мы сохраним стипендии, то потратим на выплаты 25,5 млн рублей. Та ли это цена ошибки, если наше будущее – в образовании?» – спросил г-н Ёлохов.

Позицию правительства отстаивала вице-премьер Надежда Кочурова: «Нам поручили разработать до 1 ноября 2014 года альтернативную систему поддержки. Раньше мы платили школьникам за оценки, то есть за процесс. Новые меры оценивают портфолио ученика, его одаренность». «В прошлый раз я голосовал против, потому что хотелось видеть альтернативный проект, сегодня он предлагается. Рекомендую министерству образования очень корректно сформулировать сроки действия старых и новых льгот», – взял слово депутат Андрей Колесников.

После проведенных прений депутаты ЗС решили проголосовать за отмену существующей системы выплаты стипендий школьникам с учетом того, что новый проект будет принят максимально оперативно.

Для студентов высших учебных заведений также произойдут изменения. Стипендии им сохранят, но система станет более гибкой: помимо семестров вводятся понятия триместров и модулей. Будет по-другому учитываться научная деятельность студентов: теперь в расчет берутся только работы, написанные самостоятельно или с научным руководителем. «У нас есть случаи, когда студенты получают премии за научную деятельность, хотя учатся на тройки, а работы написаны авторским коллективом в 5-7 человек», – комментирует Раиса Кассина, министр образования Пермского края.

Все новости компаний