Антон Бахлыков был назначен на должность директора фонда обязательного медицинского страхования Пермского края. На пресс-конференции он рассказал о планах на будущий год, плюсах и минусах нашей системы, а также оповестил каким образом собирается повышать качество предоставляемых услуг.
Антон Юрьевич, что вы можете сказать о планах по развитию направлений вашей деятельности?
-Прежде всего хотел бы отметить, что деятельность фонда должна быть публичной, метод образования цен будет понятен каждому. Систему здравоохранения, на западе, принято оплачивать за некое качество и результат. Мы в Пермском крае тоже хотим установить оценку за результат и нормативная база для этого создана.
Что вы скажете о новой заявленной системе оплаты стационарной медицинской помощи?
-Бюджет будущего года больше предыдущего, а на инфляцию будем реагировать по мере поступления информации. Так как ресурс ограничен, хотел бы подчеркнуть, что свою задачу вижу в правильном его распределении. Т.е. так спланировать объемы работ на будущий год, чтобы они соответствовали потребностям населения. Возвращаясь к предыдущему вопросу, хотелось бы сказать, что на данный момент в РФ ведется оценка субъектов по качеству предоставляемых услуг. Т.е. министр здравоохранения очень тщательно оценивает каждый субъект по совокупности нескольких показателей: болезни в регионе, причина смерти, продолжительность жизни и предпринятые фондом решения для улучшения ситуации, а также что субъект планирует на следующий период. Грубо говоря, анализ ситуации проходит по цепочке: проблема, её динамика и решение. Поэтому мы хотим сделать так, чтобы целевые показатели здоровья стали целевыми показателями главного врача. Другими словами, здоровье прикрепленных к медицинскому учреждению жителей станет основным рейтинговым компонентом учреждения. Путем введения данных изменений, появится ответственность медицинских учреждений за результат.
О каких нововведениях вы уже можете нам рассказать?
-С 1 января будущего года появится учет медицинских услуг. Выходя из поликлиники, каждому пациенту будут вручать распечатку, где указаны те услуги, которые вам оказали и их стоимость. С одной стороны это формирует ощущение для жителей, что за них заплатили, с другой стороны ответственность больницы. Таким образом, обоснованные жалобы станут еще одним показателем финансового благополучия медицинского учреждения.
Те изменения о которых вы говорите являются частью старой системы или вы собираетесь работать с абсолютно новыми документами?
-Ничего абсолютного нового в принципе нет. В Пермском крае уже реализовано «подушевое» финансирование. Что и подразумевает ответственность за результат. То о чем я говорил ранее прописано в основных федеральных законах, т.е. ничего революционного не планируется.
Знакомились ли вы с работой фонда нашего края ранее или же это было новым для вас при назначении на должность?
-Дважды знакомились. В 2007 году знакомились с Пермским опытом. Тогда еще я работал в Ханты-Мансийском округе. В июле 2013 года я был в составе делегации, мы приезжали и смотрели на работу фонда, мин. здрава и медицинских учреждений в частности. Очень понравилась модель электронной записи на прием. На её основе можно очень четко определить объем спроса и что может предложить система. Таким образом, можно оценить дисбаланс, если он существует.
Какие минусы вы бы могли отметить в нашей страховой системе?
-Недостаточное участие медицинских страховых организаций. Их функция достаточно велика, однако они не выполняют её в полной мере. Также возможно экспертиза не является эффективным инструментом воздействия на качество. Она должна носить аналитический характер и было бы хорошо, если бы после экспертизы проводилось обсуждение выявленных проблем и обсуждались пути их решения.
Какие направления нашей медицины вы бы охарактеризовали, как провальные (с точки зрения нехватки специалистов), а какие в переизбытке?
-Имеет место недостаток участковых врачей. Также хотелось бы отметить, что среди выпускников медицинских вузов эта специальность не рассматривается, как наиболее перспективная. А в остальном я бы не стал выявлять явные провалы на данном этапе.
Часто поступают жалобы следующего характера: при оплате, пациенты проходят процедуру без очереди, а люди со страховыми полисами сидят часами в ожидании. Что вы предпримите для решения этой проблемы?
-Я считаю недопустимой данную «торговлю». Это грубейшее нарушение. На самом деле, врач должен решать последовательность прохождения процедуры по степени необходимости для пациента. А у нас образовалась совершенно парадоксальная ситуация: больница сама же создает эту очередь, но за деньги может провести и без неё. Я же не против платных услуг. Но если медицинская организация решила оказывать таковые, то лучше ей выйти из системы ОМС и работать только так. Работайте честно.
Антон Юрьевич, а куда нужно докладывать о подобных инцидентах?
-Сам в Пермских поликлиниках не был, однако есть требования по информационному обеспечению в медицинской организации. В регистратуре поликлиники, в приёмном отделении больницы должны предоставить информацию о бесплатной медицинской помощи, времени работы учреждения и телефонах горячей линии и фонда. По этим данным и нужно ориентироваться. Нужно бороться за свои права. Инструменты для наказания у нас имеются.
Будут ли преодолены очереди в наших больницах?
-Проанализируем в системе электронной самозаписи потребность и возможность. Будем регулировать кадровый показатель для решения данной проблемы.
Как известно, появились беженцы с Украины, возникнут ли проблемы с их медицинским обеспечением?
-Это не то количество, которое может доставить нам проблемы. Думаю мы с легкостью справимся.
В целом, хотел бы добавить, что изменения будут ощутимы с 1 января будущего года. Более того уже с 1 ноября мы вводим тарифные изменения.