Политика
  1. Политика
 03 ноября 2014, 13:20  

Дяденька не даст

Дяденька не даст
Директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич, прибывшая в Пермь, представила в Клубе депутатов свой анализ региональной политики в России. Эксперт дала рекомендации в связи с неблагоприятными экономическими и демографическими перспективами.

В минувшую среду приехавшая по приглашению Клуба депутатов директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич представила свое видение текущего социально-экономического развития России и Пермского края и дала свои рекомендации и прогнозы по поводу неблагоприятных экономических перспектив.

Бедные, но довольные.

Свой доклад в Клубе депутатов г-жа Зубаревич начала с анализа демографической ситуации в России. Главным тезисом спикера стала грядущая депопуляция населения: естественный прирост закончился, и страна вступает в стадию спада рождаемости и увеличения смертности. Единственными территориями, где стабильно высокий прирост населения сохранится, останутся регионы Северного Кавказа. Пермский край, показавший положительную динамику в последние годы, также вступил в период отхода от положительного демографического баланса. Дальше будет только хуже, добавляет Наталья Зубаревич.

«Нет ни одной страны, которая росла бы в условиях депопуляции, – подчеркнула г-жа Зубаревич. – А единственным механизмом демографического роста в России до 2025 года (когда начнет рожать многочисленное поколение «нулевых») остается миграция», – считает спикер.

Стоит сразу оговориться, что данные, на основе которых г-жа Зубаревич проводит свой анализ, находятся в открытых источниках, таких, например, как информация Росстата.

Наталья Зубаревич отметила, что негативной особенностью Пермского края является низкая доля населения с высшим образованием, это накладывает отпечаток на качество трудовых ресурсов.

По мнению гостьи Клуба депутатов, в настоящий момент в России сложился социальный контракт не между обществом и властью, а между властью, бюджетниками и силовиками. «Это не формат развития», – рассуждает эксперт, замечая, что при этом разрыв между богатыми и бедными в стране очень высок. «40% населения имеют доходы ниже, чем в Советском Союзе. Но у них каждый двадцатый рубль приходит от государства в виде пособий», – добавляет г-жа Зубаревич, объясняя тем самым свой ранее приведенный тезис.

«А по кочану!»

Большая часть выступления Натальи Зубаревич касалась бюджетной политики в стране и регионах.

«Неравномерно распределенные налоги рентного или агломерационного характера в большей мере должны отправляться на центральный уровень власти и перераспределяться. Так устроен федерализм, и в этом смысле он нормален. Проблема в том, что большая рента формирует большое государство и большую перераспределительную систему, качество которой очень сильно зависит от той институциональной среды, которая есть в стране. Если же все принято решать под ковром и за закрытыми дверями, если деньги дают по принципу «кто первый встал – того и тапки», то эта перераспределительная система работает криво. Но, с точки зрения налогового сбора, в стране с чудовищной неэквивалентной налоговой базой по регионам мы сделать толком ничего не можем», – подчеркнула директор региональной программы Независимого института социальной политики. «Это воспроизводит то, что я ненавижу больше всего – систему ручного управления развитием, а скорее распределения нефтяной ренты. «Этому дала, этому дала, а ты постой в сторонке». Почему этому дала? А по кочану!» – проиллюстрировала свою мысль г-жа Зубаревич и добавила, что пока функционирует такая система, ни о каком самостоятельном развитии регионов речи идти не может.

Эксперт уверила присутствующих, что по структуре доходов региональных бюджетов Пермский край похож на Татарстан, Нижегородскую и Самарскую области: около трети составляют сборы НДФЛ, около четверти – налог на прибыль, около 10-15% доходов региональная казна получает от налога на имущество, столько же, сколько и от трансфертов из федерального бюджета. В последнем случае исключение составляет Татарстан, получивший средства из центра на празднование тысячелетия Казани и проведение Универсиады. «Вы все стоите в одинаковых смирительных рубашечках», – заметила Наталья Зубаревич.

Мундиаль, и точка.

Пермский край находится на шестом месте с конца по объему доходов от федеральных трансфертов – менее 15%. Меньше, например, получают Москва, Санкт-Петербург и Ханты-Мансийский автономный округ. Касательно финансовой помощи из центра г-жа Зубаревич заверила, что в ближайшие годы не стоит на нее даже рассчитывать, а единственное, что могут получить регионы, – средства на строительство стадионов для чемпионата мира по футболу. Причем именно стадионов, о другой инфраструктуре речи не идет, за малым исключением аэропортов и дорог, связывающих их со спортивными сооружениями, где будут проходить игры чемпионата. Как известно, в Перми не планируется проведение матчей, а единственное, что будет связывать центр региона с мундиалем, – размещение тренировочной базы одной из сборных.

Говоря о расходной части пермского бюджета, г-жа Зубаревич назвала Пермский край «первым учеником» по части исполнения указов президента и финансирования социальной сферы. Поводом к этому стало то, что регион на фоне остальных субъектов РФ занимает первые места по проценту исполнения указов о росте зарплаты бюджетников и почти достиг уровня, запланированного к 2018 году, а общая доля социальных расходов краевой казны составляет 75% (второе место по стране после Свердловской области). При этом регион держится в русле федерального тренда по сокращению расходов на ЖКХ.

«Вы знаете, что в 17 регионах более 50% расходов бюджета – выплата заработной платы. При-е-ха-ли», – сокрушалась эксперт. «И у нас такое скоро может быть», – заметила председатель бюджетного комитета Законодательного собрания Елена Зырянова.

«Дяденька» не поможет.

В конце своего выступления г-жа Зубаревич подвела итог и подготовила рекомендации для членов клуба.

«Мы входим в очень серьезный и неблагоприятный экономический период. Есть две стратегии поведения регионов. Первая – как вел себя Олег Чиркунов в 2009 году: кризисный бюджет, рубка расходов на 20%. Не создавал бюджетного напряжения, но понимал, что риски социального напряжения возрастают. Вторая – популистские траты, а потом походы к федеральному центру с просьбами «дяденька, дай». Я вам показала, что у «дяденьки» с рублями будет напряжение.

Что делать в случае сжатия трудовых ресурсов? Тоже два пути: либо относительно дешевая рабочая сила, но с притоком мигрантов, что грозит социальным недовольством, либо трудоустройство родных пермяков, но по цене, которая бизнесу не очень интересна.

Дальше. Федералы с инвестпрограммами не помогут. Тем, у кого пройдет мундиаль, на стадион наскребут. Остальным ничего. Как привлечь инвестора? Здесь ответ предельно похоронный: их-не-бу-дет! Хоть исполните танец живота, хоть стойку на голове, хоть пылесосите помещения всего Пермского края, в ближайшие несколько лет инвестиций серьезных в России не будет», – заключила Наталья Зубаревич.

Члены клуба, переложив последний тезис на сегодняшние реалии регионального законотворчества, спросили у гостьи, стоит ли тогда сохранять льготы по налогу на прибыль для бизнеса.

«Женщины, наверное, меня поймут. У меня семейный стаж более 40 лет. Если женщина перестает пытаться быть привлекательной, она сильно теряет в глазах человечества. Надо пытаться», – дала не последнюю, но актуальную рекомендацию г-жа Зубаревич.

«На встрече с Натальей Зубаревич прозвучало, что Пермский край относится к четырем территориям страны, которые являются регионами-донорами, пополам деля бюджет с центром. Наша гостья высоко оценила достижения бюджетной политики края, несмотря на то, что на общем фоне серьезных экономических проблем, существующих в стране, наше место по разным статистическим показателям оказывается как впереди, так и в конце общего списка регионов. И это нормальная ситуация», – отметил председатель Клуба депутатов Андрей Колесников. «Важно, что представленный анализ в полной мере позволяет задуматься о новых акцентах в социально-экономической политике крае. Прозвучавшая критика гипертрофированных социальных расходов, увлечения строительством социальных объектов в ущерб другим направлениям деятельности, конечно, по делу и очень полезна. На заседании присутствовало много людей, которые примут участие в обсуждении бюджета 2015-2017 годов между первым и вторым чтениями. Я с большим любопытством буду слушать их выступления, наблюдать за тем, что появится в итоговом бюджете, а что – нет», – подчеркнул председатель Клуба депутатов.

Все новости компаний