Николай Петрович, на ваш взгляд, можно ли говорить, что политическая ситуация в Пермском крае сейчас стабилизировалась?
– Я бы дал другое определение. Помните, у Пушкина в «Евгении Онегине»: «Привычка свыше нам дана: замена счастию она». Ситуация в Прикамье не столько стабилизировалась, сколько все свыклись с происходящим, и каждый игрок пытается найти свое место в нынешней реальности.
Слухи про возможную отставку Виктора Басаргина появляются каждый месяц, но отношение к этому уже как к мальчику из притчи, кричавшему «Волки, волки… ». Каждая такая «информация» воспринимается как вброс и не более того. Можно вспомнить, как Олега Чиркунова также постоянно увольняли, а он в итоге руководил регионом 8 лет – пока это абсолютный рекорд среди всех пермских губернаторов. Считаю, разговоры про отставку уже перестали быть дестабилизирующим фактором.
Что касается рейтингов губернаторов, которые готовит прокремлевский ФРГО, то в так называемой «группе смерти» есть, на мой взгляд, две категории – главы регионов, которых реально могут уволить, а также те, кто кому-то в околокремлевских коридорах власти по каким-то причинам не нравятся. Мое мнение – Виктор Федорович относится именно ко второй группе. Ведь тот же Михаил Виноградов, автор рейтинга выживаемости губернаторов и постоянный эксперт ФРГО, не говорит, что Басаргина могут отправить в отставку.
Критика ситуации в крае со стороны ОНФ о чем-то говорит?
– В основном она идет в региональных СМИ, а по-настоящему серьезным этот сигнал можно назвать только в том случае, если материалы дадут федеральные медиа-ресурсы, отражающие официальную позицию: Первый канал или «Россия», «Российская газета» или «Известия». То, что происходит сейчас, скорее чьи-то личные проекты, а не команда «фас» в адрес Басаргина. Вообще, я считаю, что критику ОНФ краевая власть воспринимает конструктивно. Ведь одна из главных целей Народного фронта – это как раз контроль за исполнением указов президента региональными и местными властями. Думаю, первейшая задача краевого руководства – оказывать всяческую поддержку и помощь ОНФ в его работе.
Какие основные противостоящие политические группы на сегодня вы бы выделили в Перми?
– Я бы назвал их группами влияния. Если обобщать – «варяги» и местные, но ни одна из групп не является однородной. Например, «варяги» – опора Виктора Басаргина – состоят как минимум из двух команд. Челябинцы, лидером которой должен был стать Роман Панов, а сегодня здесь – Елена Абузярова, Кирилл Маркевич. И екатеринбуржцы, которых также нельзя назвать одной командой. Среди них есть, например, Олег Демченко и Дмитрий Бородулин, а есть Андрей Шагап. И те и другие, как говорится, «варяги», но интересы у них могут не совпадать. Есть в команде губернатора и местные игроки, они пытаются группироваться между собой (Геннадий Тушнолобов, Алексей Фролов и др.).
На мой взгляд, это классический пример системы сдержек и противовесов, выстроенной Виктором Басаргиным в Пермском крае. Причем в большинстве случаев друг друга уравновешивают «варяг» и пермяк. Такая схема позволяет губернатору не допускать усиления той или иной персоны и контролировать всю «поляну» в полной мере.
Самая серьезная фигура в Пермской городской Думе – Владимир Плотников. Мы помним, что Олег Чиркунов формировал думу «под себя», а контроль за ситуацией в городе фактически поручался Аркадию Кацу. Но после отставки Чиркунова система рухнула, чем и воспользовался Владимир Иванович, став центром притяжения. На сегодня дума выглядит монолитной.
В Законодательном собрании другая ситуация, здесь несколько групп влияния, отсюда и периодически возникающие громкие конфликты. Оппозиция все это время группировалась вокруг Дмитрия Скриванова, но сейчас, в связи с занятием им поста в Фонде развития моногородов, очевидно: он уже не сможет столь жестко критиковать губернатора и, вероятно, изменит формат своего участия в работе Законодательного собрания.
Пока непонятно, как проявит себя в дальнейшем региональное отделение ОНФ – это во многом зависит от тех установок, которые будут «спускаться» сверху. В «Единой России» до недавнего времени основным игроком казался Владимир Нелюбин, но сейчас, на мой взгляд, он несколько ушел в тень.
Это связано с банкротством «Экопромбанка»?
– Возможно, в том числе и с этим.
«Группе товарищей» придется искать себе нового публичного лидера?
– Да, им теперь нужен человек, который будет открыто оппонировать региональной власти. Понятно, что Дмитрий Скриванов теперь сменил свой статус, и, оказавшись внутри федеральной вертикали, уже не сможет безоглядно критиковать Басаргина и его команду.
Для Дмитрия Станиславовича это, конечно, серьезный шаг вперед – выход на федеральный уровень. Но, признаться, мне было странно читать комментарии некоторых уважаемых коллег, которые это назначение сравнивали с министерским постом Юрия Трутнева. Все-таки Юрий Петрович в свое время возглавил одно из ключевых структурных подразделений федерального правительства, имел прямой выход на Владимира Путина. А фонд – совсем иная организация по своему статусу. Но в любом случае – от этого назначения Дмитрий Скриванов вряд ли потеряет, зато приобрести сможет. Единственный очевидный минус – лишение возможности ярких публичных выступлений.
Новым трибуном «группы товарищей» станет Илья Шулькин?
– Может, он, если не уедет работать заместителем к Дмитрию Скриванову, может, Юрий Ёлохов или кто-то другой. В любом случае – второго Скриванова у внутрипарламентской оппозиции нет.
Существует вероятность возвращения в регион Кузяева?
– Давайте сразу оговоримся, что всей полноты информации об истинной подоплеке последних событий вокруг Андрея Кузяева у нас нет. А пользоваться домыслами и слухами не очень хочется.
Захочет ли Андрей Равелевич вернуться на работу в Пермский край? На мой взгляд, по своей доброй воле – нет. Хотя бы потому, что сложно после встреч с шейхами и президентами переключиться на решение коммунальных проблем в Кизеле. Это же однозначно будет восприниматься как ссылка, как наказание.
На мой взгляд, Андрей Кузяев не сможет отказаться от работы в Пермском крае только в том случае, если соответствующее предложение ему сделают на самом-самом верху. Пока мы таких признаков не наблюдаем – ни прямых, ни косвенных.
Как вы оцениваете вероятность проведения досрочных губернаторских выборов?
– Основание для этого я вижу только одно – стремление сформировать перед большим федеральным выборным циклом 2016-2018 годов губернаторский корпус, способный обеспечить необходимый результат голосования. Но в таком случае досрочные выборы губернатора возможны только в будущем году – вряд ли их рискнут совмещать с выборами в Государственную думу в 2016-м. Ведь как тогда глава региона, который сам выбирается, сможет параллельно уделить серьезное внимание федеральной кампании?
Что будет в Пермском крае? Думаю, включение Виктора Басаргина в состав президиума Госсовета на сегодня закрывает вопрос об его отставке. Понятно, что президент вряд ли станет включать в президиум человека, которого сам же собирается менять. Более того, это усиливает возможность выдвижения Басаргина на досрочных (если они состоятся) выборах губернатора в 2015 году.
А что касается разговоров о неэлекторальности Виктора Федоровича, то они у меня вызывают улыбку. Если президент примет решение о досрочных выборах и делегирует на них Басаргина, то нет сомнений, что последний победит. Президент не может ошибиться с кандидатом.
Два проекта в медиа стартовали в последнее время – перезапуск изданий холдинга Дмитрия Скриванова и сайт «Звезды». Повлияли ли эти проекты на пермский медиарынок?
– Газеты «ВКурсе» и «Пермская трибуна» мне не чужие, в свое время я активно помогал их основателю Денису Фрику в запуске этих проектов. Сейчас с интересом наблюдаю за их трансформацией. Мне кажется, «ВКурсе» пытается быть таким пермским римейком газеты «Жизнь», и это у издания пока неплохо получается. «ВКурсе» соответствует представлению о желтой газете. Не очень понятен подход к распространению, пока, как мне кажется, здесь не все хорошо. Ну зачем, например, распространять эту газету в дорогих ресторанах и клубах? Ведь ее целевая аудитория туда не ходит.
«Пермская трибуна» идет по пути «Сноба» или «Эсквайра», такого формата в городе раньше не было. За счет новизны издание сегодня привлекает внимание и читается. Посмотрим, что будет дальше.
Удивляют только настойчивые утверждения бенефициаров холдинга об исключительном бизнес-характере этого проекта. На мой взгляд, это лукавство. Массовую газету без финансирования из бюджета, без рекламы от крупных компаний (а вряд ли издания холдинга ее, по понятным причинам, получат) сделать нереально.
Что касается сайта «Звезды», то пока я не вижу там изюминки, не могу ответить на вопрос, ради чего мне заходить на этот ресурс. Крайне мало здесь и известных журналистских имен. В общем, пока не скажу, что этот сайт может стать серьезным и влиятельным игроком среди пермских медиа. Хотя, может, все еще и поменяется…
Совсем исчез из информационного пространства Окунев. Это связано с экономическими проблемами «Добрыни» или есть иные причины?
– Да, из-за корпоративного конфликта с «Созвездием» Константину Николаевичу сейчас явно не до политики. Ситуация печальная, ведь на его месте может оказаться любой бизнесмен. Я понимаю претензии Окунева в адрес приставов, ведь порой от них не дождаться оперативной реакции в отношении куда более серьезных должников, а здесь такая скорость принятия решений…
Не думаю, что это связано с политикой. Хочется пожелать Константину Николаевичу, чтобы он нашел в себе силы справиться с этой ситуацией. Мне будет жаль, если он покинет политику, на этом поле должны быть разные игроки. Окунев всегда добавлял перца в пермскую политическую действительность.
Взаимная критика Фролова и Дёмкина на политсовете будет иметь продолжение?
– У региональной «Единой России» всегда были непростые отношения с краевой властью. Еще со времен Юрия Трутнева и Владимира Рыбакина. Тогда внешних конфликтов не было, но внутренние они присутствовали. Затем – Олег Чиркунов и Геннадий Тушнолобов (все помнят прямое столкновение интересов партии и команды губернатора на выборах в Законодательное собрание по округу в Лысьве). Был небольшой период синхронного существования, когда лидером единороссов был Валерий Сухих, но после выборов 2011 года и это закончилось. Потом все мы помним, в каких условиях Николай Дёмкин пришел к руководству отделением. То есть особого единства никогда и не было.
В чем сейчас, на мой взгляд, проблема Николая Ивановича? Ее в свое время четко обозначил Николай Яшин. При всем моем огромном уважении к Дёмкину, руководить заводом и партийным отделением – не одно и то же. В его окружении не хватает политических советников, которые помогли бы заниматься партстроительством более тонко. Все-таки ряд принимаемых решений вызывает вопросы, например, поддержка партией Юрия Ланге в Чайковском или Александра Гаврилова в Кизеле.
Нельзя говорить о конфликте между Алексеем Фроловым и Николаем Дёмкиным, но глава администрации губернатора прав, когда говорит о слабой работе с кадрами, об отсутствии скамейки запасных, о ставке на одних и тех же – в том числе заведомо непроходных кандидатов. Партии нужны эксперты, аналитики в территориях, чтобы решения принимались осознанно, взвешенно, не за день до истечения необходимого срока, с реальной оценкой перспектив кандидатов. На мой взгляд, позиция администрации губернатора в том же Чайковском была более грамотной, чем у партии, но в «Единой России» к этой точке зрения просто не прислушались, положившись на некие свои выводы.
Как вы оцениваете ближайшие выборные кампании, подготовка к которым в администрации губернатора уже началась?
– Это очень серьезный этап. Из всех вопросов выделю, на мой взгляд, самый на сегодня важный – возможность переноса выборов в Пермскую городскую думу на осень 2015 года. Это выглядит логичным, ведь на 2016 год намечено избрание депутатов Госдумы, Законодательного собрания края и собственно городской думы. Такое совмещение невыгодно действующей власти, оно дает заметную фору оппозиции, которой будет проще добиться успеха. Плюс три кампании очень непросто провести и с организационной точки зрения. Но в случае переноса необходимо договариваться с депутатами думы о досрочном сложении полномочий. Насколько я знаю, пока принципиальных решений на этот счет не принято, такая работа еще впереди. Также необходимо заниматься формированием списка кандидатов в депутаты Госдумы по одномандатным округам, готовить выборы в Законодательное собрание. Пока остается открытым и вопрос о возможности досрочных выборов губернатора в 2015 году. В общем, нас ждут без преувеличения два поистине судьбоносных для Пермского края года.