Реформы в сфере подготовки водителей, которые проводят российские власти, в пермских автошколах предлагают продолжить. «На местах» выдвигают идею установления планки, ниже которой не может опуститься стоимость обучения водителей. Инициатива выглядит вполне логичным завершением изменений, происходящих с автошколами. Появились новые категории прав, разработаны новые программы подготовки водителей, уточнены требования к площадкам автошкол, ужесточены процедуры сдачи экзамена в ГИБДД, и самостоятельная подготовка к нему больше не допускается, а значит – все более актуальным становится вопрос качества знаний, получаемых в автошколах. В Ассоциации российских автошкол посчитали, что в Московской области качественное обучение одного человека вождению – с учетом всех норм и требований – обходится примерно в 33,2 тыс. рублей. Сумма этих необходимых затрат и должна, по мнению ассоциации, стать минимальной планкой стоимости курса в автошколе. Предполагается, что таким образом удастся убрать с рынка «липовые» автошколы, которые дают ученикам только удостоверения, но не знания.
В Перми дешевле, чем в Подмосковье
В пермских автошколах себестоимость обучения водителя оценивают по-разному: называют суммы от 13 до 20 тысяч рублей. При этом предприниматели отмечают, что в центре Перми арендная плата сравнима с той, которая закладывается в расчетах для школы в Московской области – 450 рублей за квадратный метр, расходы на топливо и содержание автомобиля также не меняются. Наиболее значимая статья расходов – оплата работы инструктора – в Перми не меньше, а по некоторым оценкам даже больше, чем в столичном регионе. Час обучения водителей практическим навыкам езды в пермских автошколах оплачивается в размере 200-250 рублей.
Таким образом, причин для существенного различия между стоимостью, рассчитанной Ассоциацией автошкол для школы в Московской области, и аналогичных затрат пермских бизнесменов, на первый взгляд, нет. Удешевить обучение может только разница между уровнями заработной платы в регионах, а также аренда меньшего по площади помещения. Кроме того, судя по вакансиям, которые размещают пермские автошколы на сайтах поиска работы, некоторые из них экономят, принимая на работу инструкторов со своими автомобилями, на которых они и проводят обучение. Однако отсутствие транспортных расходов может позволить снизить себестоимость обучения не столь значительно – примерно на 6 тысяч рублей.
Долой псевдошколы
Вопреки приведенным расчетам в Перми есть автошколы, которые предлагают пройти курс обучения вождению по цене от 10 тысяч рублей. Большинство же участников рынка признает: уложить все затраты в такую сумму нереально, а потому поддерживает идею введения минимальной стоимости курса в автошколе.
«Введение минимальной планки было бы действенной мерой, чтобы убрать все псевдошколы. Себестоимость обучения, если выполнять все требования к программам, у всех школ примерно одинаковая, хоть и различается в зависимости от наличия современных тренажеров для езды и технического оснащения в целом. Несмотря на это, меньше 13 тысяч рублей обучение стоить не может», – говорит заведующая учебной частью одной из пермских автошкол.
Аналогичного мнения придерживается директор другой школы, но себестоимость обучения называет куда большую: «Есть непорядочные школы, которые «выкидывают» на рынок услуги по заниженной стоимости и тем самым собирают народ, который потом приходит переучиваться в другие школы. Обучение за 10 тысяч рублей – это обман. За эти деньги научить ездить невозможно. Человеку должны честно говорить, сколько это стоит на самом деле, и эта реальная стоимость не может быть меньше 20 тысяч рублей».
Все владельцы автошкол солидарны в том, что конкуренция на пермском рынке услуг обучения вождению высока, и ключевым критерием выбора автошколы в большинстве случаев остается низкая стоимость услуг. «Когда в 1991 году мы начинали работать, в Перми было две или три автошколы, теперь их счет идет на десятки. Имея широкий выбор, люди, особенно студенты, идут туда, где дешевле», – рассказали в одной из автошкол.
Реформируют не то
В действенности изменений, которые касаются оснащения автошкол, бизнесмены сомневаются. «Минимальная площадка в 24 сотки – это немаленький кусок земли, и для автошколы найти его, особенно недалеко от центра, не так просто. Замена покрытия, у которого по новым требованиям должно быть определенное сцепление с дорогой, также потребует значительных вложений. В плане затрат на переоснащение ощутима и замена колейной эстакады на сплошную, при том что разницы между ними большой нет. Поэтому и на качество обучения езде на площадке эти изменения никак не повлияют», – отмечает завуч автошколы. «Навык вождения отрабатывается прежде всего в городе. Изменения тренировочных площадок не приближает их к реальным условиям», – согласен владелец автошколы Андрей.
Что касается постановления правительства, которое ограничивает количество попыток сдать экзамен на права, предприниматель называет эти меры «очередным сбором денег». Напомним, по новым правилам после третьей попытки выпускнику автошколы можно будет вернуться к экзаменационному столу только через месяц. Кроме того, каждая «пересдача» будет оплачиваться в отдельности – для этого готовятся поправки в Налоговый кодекс. Само постановление в настоящее время готовится к подписанию.
«На качество обучение в автошколах это никак не повлияет: как готовили хорошо, так и будут готовить. Другое дело, что выпускникам станет сложнее и дороже сдавать экзамен, поэтому учиться будут только те, кому действительно нужно водительское удостоверение», – считают в автошколах.
Михаил Якимов, директор Института транспорта ПНИПУ, также не видит смысла в ограничении количества попыток сдать экзамен:
– У человека должен быть шанс. В конечном итоге в России, как и в странах Европы и Северной Америки, уровень автомобилепользования будет определяться именно количеством выданных водительских удостоверений, а не количеством самих автомобилей. К этому надо быть готовыми и учитывать богатый опыт других учебных заведений по регулированию процедур контроля знаний. Сейчас в процедуре сдачи практических экзаменов по вождению в ГИБДД наблюдается хаос, который порождает и коррупцию, и просто негативное отношение граждан к действиям экзаменационного подразделения.
«Если что-то стоит изменить в подготовке водителей, то это процедуру приема экзамена в ГИБДД», – согласен Андрей. На мой взгляд, те сложные и опасные маневры, которые просят выполнять инспекторы, – это излишнее. В тех местах, где обычно экзаменаторы просят развернуться на экзамене, опытный водитель просто не стал бы разворачиваться. Нужно проверять знания и навыки на реальной ситуации: задать претенденту маршрут, и если он доехал в нужную точку и не нарушил правил, то считать сдачу успешной», – продолжает он.
Идею установить минимальную планку платы за обучение предприниматель поддерживает только отчасти, подчеркивая, что необходим индивидуальный подход к обучению вождению:
– В общем случае меньше чем за 15 тысяч рублей откатать 56 часов, как это предполагается программами, невозможно. При этом программа является примерной, и необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ученика. Есть случаи, когда молодые люди приезжают в автошколу уже на собственных машинах, имея все навыки вождения. Зачем ему 56 часов практики? Если в автошколу придет человек, который вообще не умеет ни с какой техникой обращаться, то ему и этих часов не хватит, чтобы научится ездить. Мне кажется, что в связи с этим какие-то жесткие рамки здесь неуместны».
Голос «против»
Среди владельцев автошкол есть и те, кто категорически против установления ценовых ограничений. «Назначать цены на свои услуги может только сама школа. Одна автошкола установит одни цены, вторая – другие, и никто не вправе им навязывать конкретную стоимость. Здесь все диктует рынок. У нас много автошкол и большая конкуренция, поэтому каждый может снизить цену, чтобы получить преимущество перед конкурентами», – аргументируют бизнесмены.
По мнению Михаила Якимова, на стоимость услуг автошкол неизбежно повлияет изменение программ обучения. Реформирование этих программ он считает необходимым:
– Требования к увеличению обязательных часов обучения в автошколах мне кажутся вполне разумными. Следовательно, и цена подготовки должна увеличиться. Изменение обучающих программ – это объективная необходимость, связанная с повышением интенсивности движения на дорогах, с ростом тягово-динамических характеристик автомобилей, которые меняются довольно сильно и быстро. Автошколы должны реагировать на новые условия повышением качества обучения и уровня мастерства выпускников.
Напомним, что согласно рекомендациям к новым программам обучения в автошколах, на теоретическую подготовку необходимо 134 часа, а на практические занятия – 56 часов. Для сравнения: ранее на практику отводилось 50 часов. Кроме того, если раньше время езды с инструктором измерялось академическими часами (1 час равен 45 минутам), то теперь оно будет измеряться в полноценных астрономических часах.
Справка
Предложение установить минимальную стоимость обучения в автошколе авторы инициативы обосновали, рассчитав стоимость обучения одного человека в среднестатистической подмосковной автошколе, арендующей помещение площадью 80 кв. м и готовящей 300 водителей категории «В» в год. Себестоимость подготовки одного выпускника к сдаче экзамена в ГИБДД при таких условиях составляет 33236 рублей. В эту сумму включены все основные затраты автошколы – амортизация автомобилей, техническое обслуживание, заработная плата инструкторов, административные расходы, аренда помещений, покупка бензина. Более половины составляют затраты непосредственно на обучение. Час работы инструктора стоит примерно 200 рублей, практическая часть программы составляет 56 часов, и с учетом налогов стоимость практической части равняется 14582 рубля. Если к основным затратам добавить еще непредвиденные расходы, вложения в развитие компании и налоги на имущество, землю, транспорт, то подготовка одного ученика должна стоить около 46 тысяч рублей.
фото: avtofristail.ru