Газета
  1. Газета
 24 ноября 2014, 13:20  

Покупательство в сети

Покупательство в сети
В Перми зарегистрировано более 100 интернет-магазинов, большая их часть торгует детскими товарами. Но обороты в онлайне по-прежнему незначительны.

Объем российского рынка интернет-торговли, по данным агентства Insales.ru, в 2013 году составил 470 млрд рублей – менее 5% от общего объема ритейла, однако демонстрирует уверенный рост 25-35% в год.

Самым популярным в интернете товаром оставалась электроника и техника – 22,8% от всего объема продаж. Далее идут одежда и обувь – 16,3%, автомобильные товары – 5,5%, детские товары – 5,1%.

По объему покупок лидирует Москва: столица занимает 40% всего рынка, ближайший пермский соперник Екатеринбург – 5,8%. На Пермь приходится 1,9% от общего объема рынка, что составляет примерно 8,9 миллиардов рублей в год.

Все ради детей

Пермский рынок интернет-торговли сегодня представляет собой более сотни магазинов – речь идет только о зарегистрированных и работающих в Перми – в разных отраслях, при этом картина существенно отличается от федеральной. Больше всего магазинов торгуют детскими товарами – таких в Перми свыше тридцати, тогда как другие отрасли представлены более скромно: лишь спортивные товары и электроника могут похвастаться более чем десятком магазинов.

Впрочем, рынок детских товаров в интернете только кажется большим. Электроника и одежда представлены преимущественно средними и крупными интернет-магазинами, тогда как на рынке детских товаров – в основном малые или средние игроки с небольшими оборотами.

Экономический спад, казалось бы, должен подталкивать развитие интернет-торговли, ведь виртуальные магазины могут предложить покупателям цену ниже, а сами предприниматели существенно сэкономить на издержках, чем в случае с открытием традиционной точки продаж. Но развиваются по большей части федеральные сети, тогда как региональные интернет-магазины остаются лишь придатком или «виртуальной витриной» существующих офлайновых.

«Рынок в Перми еще молодой и по качеству, конечно, не дотягивает до федерального. Пермский бизнес в этом направлении движется очень медленно, – комментируют в магазине «Райтер». – Конкуренции среди пермских интернет-магазинов пока нет, они, как правило, используются как придатки к розничным. На региональном уровне интернет-магазины, по крайней мере пока, самостоятельно работать не могут. Например, у «Райтера» на интернет-магазин приходится только около 10% продаж».

Дешевле? Отнюдь

Покупке в интернете, как правило, предшествуют долгие поиски, и покупатель ищет конкретный товар определенного производителя. При этом у него есть возможность обстоятельно сравнить все параметры товара, прочитать различные отзывы и на основе этого принять взвешенное решение. Но такой подход хорошо работает только с товарами с фиксированными характеристиками: например, мобильный телефон будет одним и тем же мобильным телефоном как в крупной офлайновой сети, так и в небольшом интернет-магазине. Сейчас уже сложилась практика, когда покупатель выбирает товар в крупном офлайновом магазине, где у него есть возможность подержать его в руках, а затем покупает его в интернет-магазине по более привлекательной цене.

Многие товары, например детские или одежду, очень сложно купить, основываясь только на информации из интернет-магазина: нет полной уверенности в правильности указанных размеров и материалов, потому более вероятна противоположная ситуация: выбор происходит в интернет-магазине, а собственно покупка, наоборот, в офлайновом.

Любопытно, что кажущаяся априорной дешевизна товаров в интернет-магазинах только играет на руку желающим поживиться продавцам. Многие пользуются подъемом на рынке онлайн-торговли и устанавливают цены, сопоставимые с ценами в розничных магазинах, а зачастую даже несколько выше. Уверенные в дешевизне покупатели приобретают товары, даже не задумываясь об их стоимости в других магазинах. Также интернет-магазины могут играть на отсутствии товаров на розничном рынке и, де-факто являясь монополистами, устанавливать наиболее выгодные для себя цены.

«В последнее время в пермском интернете появилось довольно много магазинов товаров для животных, но нельзя сказать, что на этом рынке есть какая-то особая динамика или конкуренция, – отзываются на рост рынка в интернет-магазине «Хвостик». – Интернет-торговля сейчас не конкурирует с розничной, скорее, они дополняют друг друга. Пермские интернет-магазины вполне могут занять около 20% рынка, и пространства хватит всем».

По данным агентства Digital Guru, средний чек в федеральных интернет-магазинах составляет порядка 9000 рублей, при этом значительную долю составляют крупные покупки вроде бытовой техники (15-20 тысяч рублей и более). Порядка 7000 рублей – таков средний чек в сетевых магазинах электроники, а на неэлектронные товары приходится куда более скромный показатель – порядка 2000 рублей.

«Узнать средний пермский чек несложно, – комментируют пермские продавцы. – Достаточно посмотреть на сумму, необходимую для бесплатной доставки: примерно таким будет и чек. Это порядка 750-1000 рублей для зоомагазинов и детских товаров, около 2000-3000 рублей для магазинов электроники и техники».

Параллельные миры

Сейчас на региональном рынке можно проследить две противоположные тенденции. С одной стороны, офлайновые магазины только начинают осознавать перспективы интернет-торговли, и значительная часть сегодняшних магазинов в сети – не более чем дань моде. С другой – действующие интернет-магазины, наоборот, стараются открывать реальные магазины или офисы: многих покупателей до сих пор отталкивает невозможность увидеть и потрогать товар, иные попросту не уверены в надежности и оперативности интернет-магазинов.

«Например, региональные продавцы товаров для животных почти не конкурируют с федеральными, – сходятся во мнении представители пермских интернет-магазинов. – Люди, как правило, не доверяют крупным федеральным сетям из-за стоимости доставки и долгого ожидания. В этом смысле региональные магазины на версту впереди: на их стороне близость к клиенту и курьерская доставка в течение одного-двух дней».

Крупные интернет-магазины электроники и техники в Перми принадлежат розничным сетям – например «Райтер», «Сатурн-Р» или «Электронные компоненты», и большая часть интернет-рынка принадлежит федеральным сетям вроде «Юлмарта» или «Связного». Зоотовары и товары для детей в онлайне и офлайне практически не пересекаются: розница почти не выходит в сеть, а большинство интернет-магазинов слишком малы, чтобы заявиться и на офлайн-торговлю.

Исследования российского рынка показывают, что в последние годы складывается тенденция к укрупнению игроков – например, слияние «Сотмаркета», «Ютинета» и E96.ru в 2013 году. Об этом говорит исследование, проведенное Data Insight, East-West Digital News и Центром стратегических исследований Enter. На 30 крупнейших российских интернет-магазинов приходится более 50% объема рынка. Также аналитики отмечают: в то время как рост объема продаж крупных магазинов опережает рост рынка, небольшие интернет-магазины вынуждены прекращать свою деятельность.

Впрочем, пермские продавцы предполагают, что уже в ближайшем времени рынок региональных интернет-магазинов насытится, в том числе и усилиями активно наступающих федеральных сетевиков, и развитие на время приостановится.

«Люди привыкли, что они могут заказать домой пиццу, и ее привезут через час, но интернет-магазины у многих до сих пор ассоциируются с длительным ожиданием посылок из-за рубежа, – комментирует представитель магазина «Райтер». – Нужно время, чтобы покупатели адаптировались к возможностям интернет-покупок, и тогда нас будет ждать новый скачок развития».

Все новости компаний