Вслед за падением авторынка резко снизился спрос и на автокредиты. По данным аналитиков «СЕКВОЙЯ КРЕДИТ КОНСОЛИДЕЙШН», в период с января по октябрь 2014 года банки выдали на 15% автокредитов меньше, чем год назад. Их объем в России не превысил за этот период 675 тысяч. Что касается Пермского края, то, по экспертным оценкам, число автокредитов в регионе составило порядка 11,4 тыс. за 9 месяцев 2014 года. Это меньше аналогичного показателя по итогам восьми месяцев 2013 года: тогда, по экспертным оценкам, банки выдали более 12,63 тыс. автокредитов.
Доля кредитных авто в общем объеме продаж в 2014 году также снизилась до 38%, тогда как в 2013 году она составляла 50%. По оценкам автодилеров, в некоторых салонах доля кредитных авто еще ниже. «По итогам 11 месяцев 2014 года доля автомобилей LADA, купленных в кредит, снизилась. На данный момент она составляет 28%. Сейчас люди принимают решение о покупке автомобиля, опасаясь повышения цен в будущем, приобретают автомобили за наличные. Это приводит к снижению доли продажи в кредит», – комментирует Ольга Долженкова, руководитель отдела маркетинга официального дилера LADA в Пермском крае «Брайт парк».
По мнению Татьяны Рыбаковене, управляющего филиалом «Пермский» банка «ГЛОБЭКС» (Группа Внешэкономбанка), столь резкое снижение популярности автокредитов связано в первую очередь с насыщением спроса в массовом сегменте. «Кроме того, нельзя не учитывать, что, опасаясь серьезного кризиса, клиенты предпочитают вкладывать деньги в более надежные активы, например в недвижимость. На снижение выдачи займов также повлияли падение продаж новых машин и отсутствие программы господдержки автокредитования. В результате этого значительно меньшее количество пермяков решились на покупку машин в долг. Спад на рынке автокредитования происходит также ввиду повышения ставок по автокредитам – в среднем на 2-3%. Сыграло свою роль и ужесточение подхода банков к оценке заемщиков, вызванное как требованиями регулятора, так и ростом уровня закредитованности населения», – рассказывает Татьяна Рыбаковене. Ольга Долженкова также отмечает, что на сокращение доли продаж автомобилей в кредит повлияли повышение процентных ставок банков-партнеров и ужесточение требований к заемщикам с точки зрения их платежеспособности в будущем. «Более того, нужно отметить, что растут тарифы на страхование автотранспортных средств. Это также увеличивает общую стоимость покупки автомобиля в кредит», – добавляет г-жа Долженкова.
Помимо роста ставок на интерес клиентов к автокредитам повлияло и отсутствие в 2014 году программы федерального минпромторга по стимулированию продаж автомобилей стоимостью не более 750 тыс. рублей, когда базовые ставки по автокредитам снижались на 2/3 ставки рефинансирования, или на 5,5%, отмечают аналитики «СЕКВОЙЯ КРЕДИТ КОНСОЛИДЕЙШН». По их оценкам, средний размер автокредита составляет сегодня в среднем 546,9 тыс. рублей, что на 11% больше, чем годом ранее. Основная причина – рост стоимости самих автомобилей, особенно это касается машин иностранного производства.
Через 14,9 месяца
Несмотря на то, что рынок автокредитования замедлил свой рост, просроченная задолженность в данном сегменте продолжает увеличиваться. Среди проблемных регионов, в которых процент задолженности выше, чем у остальных, числится и Пермский край. По оценкам аналитиков «СЕКВОЙЯ КРЕДИТ КОНСОЛИДЕЙШН», просрочка с начала года выросла более чем на 35%, составив в целом по России 56,73 млрд рублей. По итогам года данный показатель может составить около 59 млрд рублей, что будет означать годовой прирост в размере 40,4%. Это рекордное увеличение за последние 3 года – в период 2012-2013 годов ежегодный рост не превышал 25%.
Увеличение просроченной задолженности напрямую связано с ухудшением финансового положения населения (реально располагаемые доходы населения увеличились за год всего на 0,6% при росте инфляции 8%). Очевидно, что при текущем уровне закредитованности заемщикам все сложнее соблюдать платежную дисциплину: средний показатель по стране составляет 1,7 кредита на должника (в прошлом году – 1,4), максимальный – 17-20 просроченных кредитов разным банкам у одного заемщика. Увеличилась и доля граждан, обслуживающих одновременно несколько кредитов, равно как и выросла доля ежемесячного дохода, которая идет на их оплату.
Ухудшение платежеспособности населения в данном сегменте кредитования подтверждается и сроком выхода на первую просрочку. Если год назад средний заемщик переставал обслуживать кредит за купленный автомобиль через 24,4 месяца (или через 2 года), то сейчас этот показатель 14,9 месяца (или 1,2 года) – то есть всего за 1 год платежеспособность населения в данном сегменте кредитования снизилась практически в 2 раза. Следствием общего роста объема просроченной задолженности по автокредитам является и увеличение данного сегмента в портфеле коллекторских агентств. На сегодня на долю автокредитов приходится около 15%, в 2012 году данный показатель был на уровне 10%.
Стоит отметить, что средний размер задолженности в данном сегменте достиг в 2014 году 385,97 тыс. рублей, увеличившись по сравнению с 2013 годом на 19,5%. По оценкам аналитиков «СЕКВОЙЯ КРЕДИТ КОНСОЛИДЕЙШН», такая динамика связана с увеличением роста ставок кредитования в России – в среднем они сейчас составляют 16% (в 2013 – 13%), а также с ростом цен на сами автомобили. Средневзвешенная цена легковых автомобилей в России выросла с начала года более чем на 9%, до 990 тыс. рублей, что является рекордным показателем за последние несколько лет.
Купить сейчас
По мнению Елены Докучаевой, президента «СЕКВОЙЯ КРЕДИТ КОНСОЛИДЕЙШН», рост просроченной задолженности в сегменте автокредитования обусловлен тем, что происходит вызревание просрочки по кредитам, выданным в 2012-2013 годах, когда банки следовали более либеральной политике выдачи кредитов. Сейчас же банки как никогда озабочены своими финансовыми показателями, поэтому в отличие от предыдущих лет кредиты на покупку автомобиля они выдают более осторожно, внимательно оценивая заемщика и стараясь минимизировать свои риски. Кроме того, кредиторы в разы повысили свои требования к кредитной истории заемщика и его финансовому положению.
«Сегодня многие банки изменили стратегию выдачи, и качество портфеля «молодых кредитов» заметно улучшилось. Также произошли изменения и в работе с просроченной задолженностью – к нам в работу стали поступать долги на более раннем сроке просрочки. Такие изменения дают возможность коллекторам работать не только на этапе взыскания полной суммы выданного кредита, но и возвращать заемщиков в график платежей, предотвращая дефолт и сохраняя клиента для банка», – объясняет Елена Докучаева.
Эксперты прогнозируют вероятное снижение рынка новых легковых автомобилей по сравнению с 2014 годом до минус 5%. А по самому пессимистичному сценарию – продажи упадут до минус 15%. Рост цен коснется как иностранных марок автомобилей, так и отечественных. «Начало следующего года обещает стать одним из самых сложных за прошедшее десятилетие. Нестабильный курс и бесконечные санкции начнут сказываться на простых потребителях. Специалисты прогнозируют – рост на иностранные марки достигнет 20%. Изменятся в цене и отечественные модели с динамикой в 7-8%. В автомобильных салонах уже наблюдается ажиотаж со стороны покупателей. Сделать выгодную покупку, а вместе с ней и вложения лучше сейчас. После Нового года вырастут в цене не только машины, но и процентные ставки по автокредитам. Ставки в разных банках на автокредиты в 2015 году планируются от 10 до 24 процентов годовых», – констатирует Татьяна Рыбаковене.
По оценкам экспертов, сегмент автокредитования естественно продолжит свое развитие, но, скорее всего, произойдет некое перераспределение рынка в пользу кэптивных банков. «Мы не ожидаем значительного падения рынка автокредитов. На фоне отказа от высокорискованного беззалогового кредитования банки будут активизироваться в тех сегментах рынка розничных кредитов, где есть ликвидный залог, в том числе и в автокредитовании», – прогнозирует Татьяна Рыбаковене.