Город
  1. Город
 26 января 2015, 13:20  

Нос по вебу

Нос по вебу
Закон обязывает государственные и муниципальные учреждения иметь собственные веб-сайты, что создает огромный рынок веб-разработки. Однако, учитывая перманентную необходимость их сопровождения и модернизации, веб-студии не торопятся выстраиваться в очереди за госзаказом.

Федеральный закон №83-ФЗ, принятый в 2010 году, предписывает муниципальным учреждениям публиковать информацию о своей деятельности в интернете, но не уточняет, каким образом и на какие средства учреждения должны сайтам обзаводиться.

«Обязать закон обязал, но дополнительных денег на это не выделил, - отмечает Алексей Кулигин, директор студии Reactive Media. – Естественно, в ход пошли бесплатные хостинги, конструкторы сайтов, и это соответственно отразилось на качестве».

Впоследствии в рамках постановления Правительства в 2012 году начала внедряться система электронного документооборота (СЭД). Уже в 2013 году различные системы были внедрены в 74 федеральных ведомствах. Вместе с внедрением СЭД многие госучреждения столкнулись с необходимостью интегрировать ее в собственные веб-сайты (например, для приема заявок, обращений и т.п.) – и бесплатные решения перестали подходить. «Сайты наконец-то стали (по больше части) делаться не для «галочки», а для людей – и приносить реальную пользу, как, например, портал госуслуг», - комментирует Алексей Кулигин.

По оценкам пермских разработчиков, общий объем рынка веб-услуг в Перми можно оценить в 400-500 миллионов рублей. По разным подсчетам, госзаказ составляет около 5-10% от общего количества заказов – т.е. на него приходится около 30-50 млн рублей. Однако, по словам представителей веб-студий, оценить рынок госзаказов очень сложно, так как «в России слишком много крупных проектов «не светятся» и проходят в не совсем прозрачном режиме».

«Общий объем госзаказов сегодня можно поделить на две группы, - говорит Алексей Гаранин, директор студии Datakit,. – С одной стороны, это до-тендерные сайты (стоимостью менее 100т.р.), которые должны иметь все, и которые делаются «для галочки». С другой - эксклюзивная разработка и/или внедрение и адаптация веб-сервисов, решающих информационные задачи. Зачастую исполнителем таких заказов является их инициатор – студия, предложившая наиболее интересную и эффективную систему».

В Москве этот процесс модернизации сайтов завершился уже 3-4 года назад, но в Перми он еще только начинается.

Эксперты отмечают, что на стороне госзаказчика произошли крупные изменения – в структуры пришли молодые люди, знакомы с веб-технологиями, или даже работавшие в этой сфере, а вместе с ними – знания и понимание того, как должен выглядеть сайт и какие функции он должен выполнять.

«Сейчас мало тендеров, в которых написано «хотим красиво и анимацию», - соглашаются пермские разработчики. – В требованиях – портфолио, сертифицированные и опытные сотрудники, четко расписаны все параметры сайта».

«Общая черта почти всех госзаказов - отсутствие понимания как измерять успешность проекта, - отмечает Алексей Гаранин, - а также, какие внутренние процессы нужно будет запустить, какие ресурсы на это потратить. Также часто не совпадает видение проекта руководителем и исполнение задач его подчиненными».

Примерно до 2012-13 годов в сфере госзакупок проходило большое количество «подставных» тендеров: мошенники регистрировали ООО на бездомного или алкоголика, выходили от имени этой компании на конкурс, понижали начальную стоимость работ в 5-10 раз, брали предоплату и исчезали, однако сейчас требования к подрядчикам ужесточились, и подобные схемы не работают.

Рынок госзаказов сегодня четко разделен по регионам: цены в столицах и регионах различаются на порядок, и московским подрядчикам попросту не интересно идти на региональные рынки, а разработчикам из регионов очень сложно выйти на московские конкурсы.

Впрочем, зачастую складываются ситуации, когда госзаказчик уже понимает, что ему нужен «мерседес», но деньги все еще есть только на «жигули». При этом понимания того, как составить грамотное ТЗ на этот «мерседес», не было. Как отмечают разработчики, некачественные и составленные далекими о интернет-технологий людьми технические задания до недавнего времени являлись главной проблемой как для будущего сайта, так и для разработчиков.

Около 25% всех организаций в Перми – муниципальные, т.е. из более чем 40 тыс. зарегистрированных в Перми организаций около 10 тыс. по закону должны иметь как минимум «визитную карточку» в интернете. Однако далеко не всех из них есть деньги на разработку – там, где московское учреждение может позволить себе потратить полмиллиона, в Перми есть только 50-100 тысяч рублей.

«Сейчас около 90% пермских «муниципальных» сайтов не отличаются высоким качеством, - считает Алексей Кулигин. – Но модернизация постепенно идет. Этот рынок очень большой, но довольно сложный для работы, что и отпугивает многие студии».

Например, недавний конкурс на разработку нового сайта для Пермской городской думы.

«Для муниципальных органов разработка сайта – дело не системное, работы идут только по необходимости. Наш старый сайт работает уже около 5 лет и, естественно, требует обновления, - говорит Константин Шестаков, руководитель пресс-службы Пермской городской думы. - Летом мы провели конкурс, и 8 сентября был заключен контракт с московской студией. К сожалению, приходится «воевать» с подрядчиком – после заключения контракта мы находимся в обыкновенных рыночных отношениях, у каждого свои интересы. Но надеюсь, что нам удастся найти общий язык и получить сайт очень высокого уровня»

Работа с госзаказом – довольно громоздкий и длительный процесс. На сбор предложений, конкурсные процедуры и согласования уходит 2-3 месяца. Только после этого студия может приниматься за работу – на разработку и отладку сайта в среднем уходит примерно такое же количество времени. В итоге от момента объявления конкурса до сдачи сайта проходит от четырех до шести-семи месяцев.

Наиболее распространенная схема госзаказа на веб-ресурс сегодня – совмещение заказа на сайт с другим схожим заказом – например, с закупкой компьютерной техники или проведением рекламной кампании. Крупный подрядчик берет такой заказ целиком, выполняет профильную работу, отдавая разработку сайта на субподряд веб-студии.

Для небольших студий, которые не могут позволить себе участвовать в конкурсах, такая схема является единственной возможностью заниматься разработкой сайтов для государства (если не рассматривать до-тендерные заказы). Конкуренция на рынке не очень большая – значительная часть проектов ведется «по приглашению».

Работа по субподряду, однако, повышает стоимость проекта – сказываются закладываемые издержки и прибыль каждой из включенной в эту цепочку компании. Опытные разработчики, учитывая все возможные сложности, закладывают в смету дополнительные 20-50% стоимости на согласования, доработки и т.п.

«С госзаказами «Реактив» работает совсем недавно, и сегодня они занимают всего около 5% от общего объема работы, - говорит Алексей Кулигин. – Тем не менее, студии нашего уровня стабильно ведут один-два таких проекта каждый месяц, как правило, по субподряду – во многом потому, что связываться с госзаказом напрямую довольно сложно».

При определенных условиях студия может работать только с госзаказами, не «отвлекаясь» на коммерческие заказы – но только при условии проведения крупных проектов (например, внедрение крупной системы) длительностью в несколько месяцев и более, или при продаже и сопровождении уникального веб-сервиса. Государственный заказ сегодня конечно, не бесконечен, но является стабильным и постоянным источником работы хотя бы с силу своих огромных объемов.

Закопать деньги.

Одной из сложностей работы являются особенности самой системы госзаказа. Для участия в конкурсе необходимо внести обеспечение в размере до 5% от стоимости конкурса. В случае, если студия выигрывает, она должна внести в среднем 20-30%.

Пермские разработчики отмечают, что на один выигранный конкурс у веб-студии среднего уровня приходится 20-30 проигранных - только для обеспечения участия в них нужно «заморозить» около миллиона рублей. Если же студия берется за разработку проекта стоимостью 500 тыс. рублей, она должна внести около 150 тысяч обеспечения. При этом необходимо учитывать, что обеспечение возвращается в течение 30 дней после сдачи проекта.

Так, например, если студия занимается двумя-тремя госзаказами, «замороженной» может оказаться сумма от 500 тысяч до миллиона.

«Естественно, что найти такие деньги для студии с оборотом в 5-10 миллионов в год очень сложно, - отмечает Алексей Кулигин. - «Закопать» на полгода такие деньги из собственного оборота не может себе позволить ни одна студия – разве что из личных средств директора, собственника или третьего лица. Проекты стоимостью в несколько миллионов и вовсе способны вести только крупные компании, такие как «Прогноз» или «ИВС».

Впрочем, в такой ситуации студия может использовать банковские гарантии или кредитные линии. Это несколько проще, так как не требуется изымать средства из оборота, и банки, как правило, охотно идут на обеспечение, но для их клиентов это обходится в 15-20% годовых, что так же составляет ощутимую для студии сумму – которая так же включается в стоимость работ.

Все новости компаний