Экономическая ситуация вносит коррективы в рынок авиаперевозок. На минувшей неделе стало известно, что полеты приостановила компания «Ак Барс Аэро», которая специализировалась на перевозках внутри ПФО и, в частности, осуществляла перелеты из Перми в Казань. Обслуживать маршруты компании будут другие перевозчики. Эксперты считают, что казанская авиакомпания станет «первой ласточкой», за которой в 2015 году последуют другие, если они не получат поддержки со стороны государства. Рост цен на билеты и сокращение числа рейсов – уже действительность, в прогнозах – «драматическое изменение ландшафта отрасли» и повышение цен как минимум на треть.
Изменения ландшафта авиаперевозок над Пермской землей наблюдается уже сейчас. Так, «Оренбургские авиалинии» передали часть пермских рейсов лоукостеру «Победа». В то же время возобновлено прямое авиасообщение столицы Прикамья с Екатеринбургом и Прагой. При этом перелет в столицу Урала значительно подорожал – до 5600 рублей, а сообщение с Европой будет осуществляться в летний период – с конца марта до конца октября.
Воздушная связь между Пермью и Екатеринбургом восстановится 21 января вылетом рейса из аэропорта «Кольцово». Перелет в одну сторону обойдется в «круглую» сумму – от 5600 рублей без учета сборов. Для сравнения: когда компания «Руслайн» открыла рейс Пермь – Екатеринбург – Пермь в 2012 году, минимальная стоимость перелета составляла 1300 рублей. Рейс работал в рамках субсидирования региональных авиаперевозок и в начале 2014 года закрылся в связи с тем, что перевозчику перестали предоставлять субсидии.
Отсутствие финансовой поддержки со стороны государства подкосит, в первую очередь, именно региональные перевозки, уверен глава аналитического отдела агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. «У внешних и внутренних перевозок разные риски. Региональные в наибольшей степени чувствительны к выделению субсидий. Самолеты будут летать, пока есть бюджетная поддержка. Как только она прекратится, этот рынок начнет стремительно сворачиваться. Международные перевозки обслуживают в основном интересы граждан, отправляющихся на отдых, и еще в минимальной степени – деловые поездки. На них сказываются снижение спроса на путешествия в большинство стран Европы и сокращение деловой активности из-за роста курса евро и внешнеполитических факторов», – говорит он.
Пермь сообщается напрямую только с одним европейским городом – Прагой. «Чешские авиалинии» в ноябре приостановившие вылеты по маршруту Пермь – Прага, в начале года вновь открыли продажу билетов по этому направлению. Первый рейс запланирован на 31 марта 2015 года. Стоимость билета составляет порядка 13 тыс. рублей. Согласно расписанию аэропорта «Большое Савино», из Перми в Чехию будут летать два рейса в период с 31 марта по 24 октября. Закрытие рейсов на зимнее время в компании объясняют падением спроса по данному направлению.
«Снижение пассажиропотока на международных линиях и, как следствие, отмена ряда рейсов – уже действительность, а не мрачный прогноз. Точно так же рост цен на авиабилеты на международных линиях – явление уже состоявшееся, так как в системах бронирования цена привязана к курсу евро», – констатирует Олег Пантелеев. Он считает, что в этих условиях компаниям необходима помощь государства.
– Поддержка авиакомпаний, равно как и других рыночных секторов, – это вопрос расстановки приоритетов. Если обеспечение высокой мобильности и доступности перевозок к таковым приоритетам относится – нужно предпринимать меры, чтобы вернуть отрасль к прибыли. Достигается это сочетанием мер по сокращению издержек и субсидированием. Если поддержки не будет, нужно смириться с тем, что произойдет рост цен на авиабилеты минимум на треть, а объем перевозок резко сократится.
Стоит отметить, что за 2014 год пассажиропоток «Большого Савино» вырос на 14,6%, продемонстрировав более значительный прирост по сравнению с другими региональными аэропортами, которые также отчитались об увеличении числа пассажиров. К примеру, в «Кольцово» этот показатель поднялся на 5,4%. Заметим также, что пассажиропоток в пермском аэровокзале в три раза меньше, чем в екатеринбургском. «Руководству аэропорта «Большое Савино» удается извлекать максимум возможностей из той устаревшей инфраструктуры, которой располагает Пермь», – прокомментировал итоги работы пермского аэропорта г-н Пантелеев.
Финансовые итоги работы отрасли в целом, по его мнению, окажутся плачевными, и дальше будет только хуже, если государство не примет никаких мер: «Финансовый результат отрасли в 2014 году станет глубоко отрицательным, убытки компаний оцениваются в сумму, превышающую 30 млрд рублей. При этом количество обанкротившихся авиакомпаний минимально. Следующий год, если ничего не менять, принесет драматическое изменение ландшафта отрасли, и отсчет «почивших» начался с первого же месяца года».
Варианты поддержки авиаперевозчиков федеральным правительством рассматриваются. Например, предлагается обнулить или снизить до 8% налог на добавленную стоимость в цене билета на внутренние рейсы. Кроме того, власти обещают выделить дополнительные средства на субсидирование региональных перевозок, об этом сообщает «Российская газета» со ссылкой на заявление вице-премьера Аркадия Дворковича на совещании в аэропорту Шереметьево.