На прошлой неделе политическая жизнь региона переместилась в стены краевого парламента. Февральское заседание Законодательного собрания началось с выступления губернатора края Виктора Басаргина с докладом «О первоочередных мерах по повышению устойчивости социально-экономического развития Пермского края в новых экономических условиях». Глава региона представил парламентариям антикризисный план, который он попросил не называть «антикризисным», и отметил, что «кризиса сейчас нет, а есть спад экономики».
Семь миллиардов отмерь, двадцать один отрежь
В центр новой экономической политики губернатора «поставлен человек и его интересы», следом за этим идет развитие импортозамещения, принятие закона о государственно-частном партнерстве, разработка региональных норм в части льготного налогообложения (с сохранением региональной пониженной ставки налога на прибыль) и налоговых каникул, оптимизация бюджетных расходов.
Губернатор сообщил, что в Минпромторг России направлены 30 паспортов продукции по импортозамещению, производимой на 19 предприятиях края. Отвечая на вопрос первого заместителя председателя Законодательного собрания Игоря Папкова, глава региона рассказал, что на базе пермских предприятий будет реализована программа по производству свыше 1000 станков в год, а это, по словам г-на Басаргина, покрывает потребности Ростеха на 30%. Согласно концепции региональных властей, заводы края займутся и выпуском инструментов: «Все, начиная с отвертки, мы завозим из-за рубежа», – подчеркнул Виктор Басаргин, пояснив тем самым, что если амбициозные планы воплотятся в жизнь, условные пермские пассатижи не останутся без рынка сбыта.
Из уст губернатора парламентарии услышали о грядущей «децимации» краевой казны – лимиты на бюджетные расходы будут уменьшены на 10%, что в сумме составит 7 млрд рублей. Вокруг «семи миллиардов» крутился доклад краевого премьера Геннадия Тушнолобова, рассказывающего накануне «пленарки» об «антикризисном» плане депутатам бюджетного комитета: 7 млрд рублей доходов бюджет недополучил в прошлом году, 7 млрд рублей составляют траты на добровольные социальные обязательства Пермского края, и 7 млрд рублей – краевые выплаты в качестве льгот для отдельных категорий граждан. «В сумме 21 миллиард», – заключил председатель правительства и добавил: когда правительство внесет свои поправки в бюджет, в стенах парламента «будет большая дискуссия».
Напомним, что парламентарии в прошлом уже предлагали составить программы по стабилизации доходной части бюджета. В частности, депутат Дмитрий Скриванов выступал с предложением о принятии нормативного акта об упорядочении налоговых возвратов предприятиям Пермского края и ходом исполнения указов президента в части повышения заработной платы.
Социальные расходы, тем не менее, подвергнутся осторожной коррекции. Анонс секвестра, представленный Виктором Басаргиным, выглядит так: «Средства бюджета сконцентрируются на приоритетных направлениях и выполнении публичных обязательств, но при этом будет обеспечено первоочередное исполнение социальных обязательств, наряду с их оптимизацией и повышением адресности».
«Мы говорим о том, что нужно заниматься импортозамещением. Слышим, что, к примеру, федеральный центр дает 300 млрд рублей. Но ответов на то, сколько край получил от включения в эту программу, мы не получаем: тридцать миллионов, триста миллионов, или три миллиарда? От этого как раз и зависит успех импортозамещения. В том году мы приняли инвестиционную программу на 7 млрд рублей, а ее реализация составила 1,4 млрд рублей. Планы нравились, а на деле? То удовлетворение, которое у нас появилось от выступления губернатора, нужно не растерять, чтобы потом в сентябре мы не обнаружили, что ничего не состоялось», – комментирует антикризисный план губернатора г-н Папков.
Кто виноват и что строить?
Заместитель министра финансов Пермского края Дмитрий Бородулин доложил о ходе строительства объектов общественной инфраструктуры в 2014 году. Г-н Бородулин назвал причины, по которым не удалось реализовать большинство бюджетных средств. Среди них – недобросовестные подрядчики, неэффективная общая организация работы и некачественное проведение конкурсов, когда основной критерий – заявленная цена на аукцион. Это значит, что подрядчик сознательно снижает цену, выигрывает конкурс, получает аванс, ничего не строит и дальше вступает в судебные тяжбы с властью, не заканчивая проекта. «В январе внесли изменение – теперь у нас два этапа отбора, надеюсь, это значительно упростит процедуру. Цена имеет значение уже на втором этапе, первый – качество работы подрядчика и его прежний опыт», – говорит замминистра финансов.
Депутаты крайне неоднозначно восприняли слова бывшего министра строительства. «Осталось только 10 месяцев для реализации краевой программы», – напомнил Игорь Папков. Вице-спикер ЗС Лилия Ширяева поделилась опасениями: «Люди уже перестали верить, что хотя бы что-то будет построено». И попыталась уточнить, «сколько понадобится лет, чтобы вернуть доверие к власти в части строительства знаковых объектов» и «будут ли организационные выводы к конкретным физическим лицам».
«Изменения в перечень объектов краевого строительства вносились правительством как минимум три раза в прошлом году. Было исключено 17 объектов, в 54 – вносились поправки. Часто было так, что объекты вносились, потом исключались. Освоение бюджетных средств на 100% наблюдалось только по социальной программе, она составляла всего 50 тысяч рублей, потому и освоили», – говорит Олег Жданов, депутат Законодательного собрания. По остальным процесс освоения крайне низкий. Например, по культуре – только 7,1%, по здравоохранению – 27,4%. «Нужно помнить, что многие объекты мы так и не построим: минимальное удорожание стоимости реализации уже составляет 15-20%. Деньги, которые из года в год переносим, – мы думаем, что их сохранили, но нет, – резюмировал г-н Жданов. – Проблема кроется в неумении выстраивать приоритеты и в отсутствии какой-либо персональной ответственности».
«На рабочей группе был вопрос по проекту зоопарка. Выделялись деньги, а потом выяснилось, что земля не выделена. Спрашивали, откуда деньги? Был гордый ответ – внебюджетные, как я понимаю, по договоренности с «ЛУКОЙЛом». А дальше – если чиновник профукал, то ничего и не страшно, не украл же. Мы можем как-то учитывать эти деньги?» – спросил Юрий Ёлохов, депутат ЗС.
«Сейчас мы добиваемся решения по изменению границ лесов, подготовлена вся документация. Насчет денег – это вопросы благотворительности, они не связаны с Бюджетным кодексом. Если знаете, как это сделать, – предлагайте», – парировал г-н Бородулин.
«Одно дело – благотворительность, другое – когда они выделяются компанией и где-то заминаются. Просто хочу, чтобы, будучи в новой должности в министерстве финансов, человек запомнил этот разговор с депутатами», – резюмировал г-н Ёлохов.
Кроме того, депутаты приняли во втором чтении закон «О промышленной политике в Пермском крае». «В установленный срок удалось рассмотреть более 130 поправок, две были предложены после, – прокомментировала Лилия Ширяева. – Проект претерпел следующие изменения: структура и содержание статей приведены в соответствие с федеральным законом о промышленной политике от декабря прошлого года, уточнены полномочия органов государственной власти, разработан ряд статей, которые вводят новые инструменты – Региональный фонд развития промышленности, региональный инвестиционный контракт».
Важность нового закона была подчеркнута депутатами еще во время его рассмотрения в первом чтении. «Сам факт, что у нас теперь появится закон о промышленной политике, – большой шаг вперед», – говорил Юрий Ёлохов в конце прошлого года.