Газета
  1. Газета
 02 марта 2015, 13:20  

Книга

Книга
Продукт: «Никого впереди» Автор: Евгений Сапиро

Евгений Сапиро, экс-министр региональной политики России, почетный профессор двух пермских вузов, признанный гигант экономической мысли, выпустил книгу мемуаров «Никого впереди», решенную в художественном ключе и посвященную по большей части Прикамью, с которым судьба Евгения Сауловича связана крепчайшим стежком. Книга анонсируется широко и продвигается на всех уровнях, от бумажной прессы до интернета, приближенные к Сапиро журналисты, кому удалось одним глазком взглянуть меж плотных страниц, нарекают произведение сагой – о земле, времени и людях. Всем, кто рассматривает текст Евгения Сауловича в отрыве от его, без сомнения, выдающейся личности (а лишь как свидетельство эпохи), для них и написана эта памятка, призванная ответить на вопрос – читать или не читать.

«Никого впереди» описывает события протяженностью более чем в полвека – от 50-х до «нулевых». Сапиро берет ироничный тон и рассказывает о себе в третьем лице, маскируя имена и топонимы, но не очень тщательно, что дает читателю возможность прозорливо догадаться, что, где и когда. События динамично сменяют друг друга, вначале романа дух захватывает от лиц, смены пейзажа и времен. Когда привыкаешь к скорости авторского слова и появляется шанс всмотреться в текст пристальнее, понимаешь, что имеешь дело с соцреализмом почти чистейшего розлива: спортивный, влюбчивый, а главное работящий паренек отправляется на покорение областного центра, на все про все у него есть целая жизнь, а в помощь ему – ватага по-хорошему безалаберных друзей, ответственных руководителей и, конечно же, трудолюбие. Все сопровождается лихим и не очень изобретательным юморком, скрупулезным описанием исторических реалий и классическим противостоянием «хорошего» и «лучшего».

Безусловно, к мемуарной литературе не могут предъявляться те же требования, что и к художественной, поэтому отсутствие некоей главной интриги в принципе простительно, однако оно наравне со старомодным и архаичным стилем повествования создает определенные препоны современному читателю. Погружение в «прибауточное» прошлое идет с сопротивлением: Сапиро описывает прикамскую быль с едва сдерживаемым восторгом, утопическая картина вот-вот обретет окончательные черты старой доброй советской комедии. Но не приобретает. А остается на уровне персонального восхищения пережитым.
«По-человечьи» Сапиро начинает разговаривать ближе к финалу, как и полагается, после насыщения всеми «коммунистическими» иллюзиями и надеждами. Но до этого финала еще предстоит пробиться сквозь непростые несколько сотен страниц. Ищущие да обрящут. Прочие заскучают.

Вердикт «bc»: мемуары как они есть

Теги:
Все новости компаний