Газета
  1. Газета
 23 марта 2015, 13:20  

«Машина стагнации»

«Машина стагнации»
Елена Трубина, профессор УрФУ: «По крупным российским городам кризис ударит наиболее болезненно».

Елена Германовна, вы делаете неутешительный прогноз для российских городов-миллиоников, полагая, что из развивающихся «машин роста» они трансформируются в «машины стагнации». Насколько это опасно конкретно для Перми?

– Самого понятия бояться не стоит, а вот того, что оно несет, определенно необходимо опасаться. Дело в том, что в середине двухтысячных годов крупные российские города испытывали подъем. Причем он был не только экономическим и инфраструктурным, у граждан повысилась их социальная мобильность, что очень важно. Однако сейчас, если мы посмотрим на современное развитие городов, то они как самостоятельный агент изменений исчезают. Происходит это потому, что главные политико-экономические процессы переместились на плоскости, превышающие масштабы города. Ни для кого не секрет, что даже крупные промышленные города, такие как Пермь, серьезно зависимы от других уровней бюджета. Однако самым важным фактором являются внешние экономические санкции, которые выявили болезнь импортозависимости, а на отечественный продукт нам быстро не перейти. И по городам это ударит наиболее болезненно.

Также интересная тенденция набирает обороты в социальной сфере. Городская идентичность все более минимизируется, и граждане все менее придают ей значение, предпочитая индивидуализм, территориальный или национальный уровень, что снижает интерес к участию в решении городских проблем. Все эти факторы в совокупности приведут к долгой стагнации, которая не позволит городам расширяться и развиваться инфраструктурно, а их жителям придется затянуть пояса.

Однако за «сытые» двухтысячные годы города могли накопить необходимые ресурсы, развить сегмент среднего бизнеса и привлечь новых инвесторов.

– Конечно, так оно и есть, именно поэтому города не попали в стадию стагнации сразу. Мы только начинаем входить в нее и испытывать первые трудности. Но совсем скоро инвестиций практически не будет, рост вложений в развитие города или снизится или вовсе прекратится, тендеры, объявляемые мэриями, останутся без участников. Яркий пример последнего – многократно объявленный конкурс на застройку эспланады в Перми. Желающих побороться за этот актив как не было, так и нет.

Как вы оцениваете попытку Перми стать культурной столицей Европы, разговоры о необходимости сделать ставку на создание кластеров в креативных отраслях?

– Лично мое мнение – культурный проект дал Перми свои позитивные плоды. Даже в том, что жители стали активнее как горожане, соглашаясь или критикуя «революционные» идеи. К тому же увеличилось число посещений традиционных культурных центров, такие как театр оперы и балета, а «Белые ночи» стали знамениты далеко за пределами Перми и позволили широкой публике ознакомиться с самыми разными примерами качественного искусства.

Конечно, все эти проекты были реализованы благодаря совместным усилиям власти и бизнеса. Однако в грядущих условиях ставка на кластеры и проекты, которые росли последние 10-15 лет, – символическая, культурная и арт-экономика, – могут дать сбой. Во-первых, на их поддержание нужны ресурсы, которых в условиях ограниченных бюджетов и инвестиций нет. Во-вторых, снижение покупательной способности также ударит по рентабельности этих проектов.

Вы, наверное, знаете, что в Перми остро стоит транспортная проблема, из бюджета тратятся колоссальные деньги на субсидии перевозчикам, на содержание электротранспорта. Одни предлагают делать ставку на развитие трамваев, другие предлагают изгнать их с улиц…

– Я не думаю, что в нынешних условиях стоит упразднять трамвай, даже если на него ориентированы узкие группы жителей, например, пенсионеры. Исключение трамваев из системы городского транспорта, напротив, может привести к еще большим затратам и уж точно создаст множество регулярных пробок. Вообще в период кризиса, наверное, не удастся сэкономить на содержании городской инфраструктуры, правда, и развить ее будет нереально. Главная проблема распределения транспортного потока в Перми проистекает из ее застройки. Город растянут вдоль Камы, и эта растянутость влечет за собой перегрузку транспортной сети и регулярные заторы на дорогах. Пермь очень похожа на Волгоград, однако там ситуация более критична, город не просто растянут вдоль реки, но и основная его часть расположена только на одном берегу.

Какими вы видите перспективы крупных российских городов, в частности Перми?

– Многие обвиняют либеральные СМИ в излишнем скепсисе и предполагают, что к лету ситуация наладится. Думаю, это самообман. Мне кажется, мощный запрос людей на позитив и их надежды на краткосрочность кризиса не оправдаются. Вполне возможно, что мы сможем снова превратить крупные российские города в машину роста, но пока они скорее являются жертвами.

Справка

Елена Трубина

Доктор философских наук, профессор кафедры социальной философии Уральского государственного университета (Екатеринбург). Исследует такие темы, как проблемы идентичности и идентификации, постсоветская культура, субъекты и городское пространство, социальная теория и методология междисциплинарных исследований. Автор и соавтор книг, монографий, учебных пособий, статей (в том числе на английском и немецком языках) в области теории познания и методологии науки, социальной философии, урбанистики. Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации (2005). Автор книги «Город в теории».

Все новости компаний