Собственники коммерческих помещений стали гораздо реже предлагать их в аренду. По данным Аналитического центра «Медиана», в феврале 2015 года объем предложения аренды коммерческой недвижимости Перми сократился на 39% и составил 605 объектов. Среди них 40,8% приходится на офисную недвижимость, 34,7% – на торговую, 7,8% – на складскую, 16,7% – на помещения свободного использования.
По оценкам Тимура Шарипова, генерального директора «Пермского центра оценки», сокращение предложения на рынке аренды коммерческих площадей говорит о том, что собственник и арендаторы нашли «золотую середину», которая на данный момент устраивает обе стороны. «Скорее всего, они договорились о снижении ставок, или же арендодатель продал объект, и покупатель использует его для своих нужд, но вероятность такого развития событий весьма незначительна», – полагает Тимур Шарипов.
Аналогичной позиции придерживается и Алексей Ананьев, генеральный директор АН «Респект», отмечая, что компании, которые остались на арендуемых площадях, договорились по ставкам. «Заключение договора аренды происходит следующим образом: это плата за 11 месяцев плюс депозит на 12-й. К концу марта, когда действие депозитов закончится, мы поймем, какая доля собственников и арендаторов не сумела договориться о корректировке ставок по разным причинам, например, в случае если арендатор предложит слишком серьезное снижение, которое неприемлемо для собственника. Думаю, что мы увидим корректировку ставок вниз после определенного промежутка времени», – считает Алексей Ананьев.
По оценкам экспертов, в кризис ставки аренды коммерческих площадей упадут, но не так серьезно, как в 2008-2009 годах, когда собственники помещений сдавали их лишь за уплату коммунальных услуг. По мнению Андрея Полуянова, генерального директора PAN City Group, сейчас коммерческая недвижимость просядет сильнее, чем жилая. «Если сравнивать с рынком жилой недвижимости, то движение вниз по коммерции будет более активным. Достаточно посмотреть на московский рынок – и в офисах, и в торговле. Скорее всего, с каким-то лагом по времени эти тенденции коснутся и пермского рынка», – считает г-н Полуянов.
По оценкам Тимура Шарипова, объем предложения на рынке аренды коммерческих площадей вряд ли будет увеличиваться, так как в сложившейся ситуации и арендатор, и арендодатель будут искать взаимоприемлемые решения. «Ставка аренды, скорей всего, уменьшится на 10-20 % в зависимости от бизнеса, размещенного на арендуемых площадях, его рентабельности, а также местоположения объекта аренды», – прогнозирует Тимур Шарипов.
Тимур Шарипов, генеральный директор «Пермского центра оценки»:
– Арендаторы становятся более избирательными и тщательно подходят к выбору месторасположения, пристальнее смотрят на автомобильный, пешеходный трафики. Многие крупные операторы, особенно те, кто занимается одеждой, работают в Перми по франшизе, своих сетей – очень мало. А франчайзеры имеют определенную логику и требования по местоположению своих франчайзи как в торговых центрах, так и в стрит-ритейле.
Рекламные растяжки с надписями «аренда» и «продажа» говорят не только о кризисе и снижении платежеспособного спроса, но и о том, что позиционирование помещения для того бизнеса, который ранее здесь располагался, было неправильным. В «жирные годы» арендатор мог выживать за счет своей рентабельности, а сейчас она подошла к нулю.
По итогам февраля ставки по аренде коммерческой недвижимости уменьшились. Наибольшее снижение показал сегмент производственно-складской недвижимости: на 3,22% – до 242 рублей за 1 кв. м. Аренда торговых помещений подешевела в феврале на 1,63% – до 797 рублей за «квадрат», а средняя ставка аренды офисных площадей увеличилась на 0,33% – до 658 рублей за 1 кв. м.