На мартовском заседании депутаты Законодательного собрания особенно тщательно рассматривали вопросы повестки, поскольку почти каждая инициатива подразумевала затраты из краевой казны. Тем не менее, консенсуса достичь удалось – особенно в той части, что касалась реализации экономической политики губернатора.
Под одну гребенку
Одна из дискуссий развернулась вокруг изменений в законе «О порядке формирования представительных органов муниципальных образований Пермского края и порядке избрания глав муниципальных образований Пермского края». По мнению сторонников, его принятие означает «единовластие, единообразие и приведение в соответствие с федеральным законодательством», однако противники полагают, что о местном самоуправлении теперь можно забыть.
По новому законопроекту главы муниципальных образований избираются из числа кандидатов, которые пройдут соответствующий конкурс. Кандидатуры будут утверждаться специальной комиссией, состоящей на 50% из представителей губернатора, а на оставшуюся половину – из депутатов местного представительного органа. Если по федеральному законодательству такой порядок действителен для муниципальных районов и сельских поселений с численностью больше 10 тысяч человек, то на территории Пермского края это ограничение снимается. Есть три исключения – ЗАТО «Звездный» и городские поселения Горнозаводск и Суксун, в которых глава будет избираться представительным органом из своего состава.
По словам Александра Кузнецова, председателя Совета муниципальных образований края, документ прошел широкое обсуждение на разных уровнях. «Избрание глав муниципальных образований на конкурсной основе позитивно отразится на качестве управления территориями, поскольку основой подбора кадров станет объективная оценка качеств кандидата», – уверен г-н Кузнецов.
«Еще не высохли чернила на подписанном губернатором законе, в котором мы изменили порядок избрания глав в муниципальных районах, как нас в спешке принуждают вносить новые поправки. Мы уничтожаем последние ростки доверия к власти», – высказался в привычном ключе депутат Владимир Корсун.
«Спешка», по словам г-на Кузнецова, объясняется желанием успеть подготовиться к выборам в муниципалитетах в сентябре.
«Следует довериться решению Совета глав муниципалитетов, наверное, это самый легитимный орган в данной ситуации. Хотя жаль, конечно, что изначально в уставах не прописывалась то, как у муниципалитета выстраивается модель управления, и сейчас будут все корректировать», – говорит депутат Сергей Митрофанов.
«Нам нужно адаптировать местное законодательство к федеральному, считаю, что принять новации необходимо», – поддержал коллегу Юрий Борисовец.
«Наконец-то приходим к логическому завершению, к тому, что везде будет одна голова. Окончательное решение все равно остается за депутатами. И давайте помнить, что мы стремились к единообразию», – взял слово депутат Геннадий Кузьмицкий.
Депутаты приняли законопроект в двух чтениях в течение одного заседания.
Каждому по заслугам
Алексей Чибисов, министр промышленности края, представил проект закона «О патентной системе налогообложения», который депутаты приняли единогласно. «Проект внесен губернатором, предлагает установить налоговые каникулы для впервые зарегистрированных предпринимателей, дополнить перечень видов деятельности, по которым возможно применять патентную систему», – говорит г-н Чибисов.
Например, теперь она распространяется на розничную торговлю продовольственными товарами, осуществляемую через объекты стационарной торговли с площадью торгового зала не более 50 кв. метров. Дифференцированные ставки рассчитаны исходя из совокупного дохода граждан, проживающих на конкретной территории. В целом Пермский край разделен на 4 группы по уровню доходности населения: соответственно, четвертая группа будет платить в 3,5 раза меньше за получение патента, чем первая.
«Мы даем льготу, а какой объем средств недополучит бюджет?» – спросил Алексей Золотарев, депутат ЗС. «Цель закона – стимулировать приобретать патенты как таковые, сейчас их имеют порядка тысячи предпринимателей. Выпадающих доходов нет», – ответил министр.
Кроме того, депутаты поддержали и законопроект «Об установлении на территории Пермского края дифференцированных налоговых ставок при применении упрощенной системы налогообложения и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае», согласно которому для таких сфер деятельности, как образование, медицина, обрабатывающие производства и прочее, устанавливаются дифференцированные налоговые ставки.
«Данный законопроект – серьезная мера поддержки. Самое главное, что эти предприятия, понимая, что им предоставляются льготы, не уйдут в тень и не закроются», – резюмировал Алексей Чибисов.
Помимо малого и среднего бизнеса могут радоваться и крупные промышленники: законопроект «Об основах государственно-частного партнерства в Пермском крае» во втором чтении поддержан Законодательным собранием.
«Законопроект в первом чтении был принят по инициативе фракции «Единая Россия» два года назад. Принятие во втором чтении откладывалось, поскольку ждали федерального закона. Два года – хороший срок. Законопроект доработан и готов к принятию. Если его читать сейчас, то отличий от первого варианта очень много – появилось около 9 новых глав, он соответствует рекомендациям Минэкономразвития», – говорит первый заместитель председателя комитета по экономическому развитию и налогам депутат Юрий Ёлохов. В тексте законопроекта обозначены гарантии государства и потенциальных инвесторов, отчет о сотрудничестве будет включен в ежегодный доклад о результатах деятельности правительства края. Напомним, в рамках рабочей группы и профильного комитета ЗС депутаты рассмотрели несколько сотен поправок, кардинально изменив текст законопроекта.
В правовом поле
Исполняющий обязанности министра строительства и ЖКХ Виктор Федоровский доложил о ходе реализации закона о системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. В 2014 году государством было обеспечено 135 млн рублей на развитие программы капремонта; 181,3 млн рублей выделили муниципальные органы; и 136,9 млн рублей собрали собственники. В региональную программу включены 16 740 домов.
Татьяна Марголина, уполномоченный по правам человека в Пермском крае, представила ежегодный доклад за 2014 год. По ее словам, он был «противоречивым»: с одной стороны, с тревогой наблюдали за событиями на Украине, с другой – радовались выступлениям пермских спортсменов на Олимпийских играх. В 2014 году за помощью к омбудсмену обратились 13 878 человек, которые подали 3063 жалобы. Татьяна Марголина обозначила ключевые проблемы, которые, по ее словам, «к сожалению, перекочевали из доклада за 2013 год»: например, не удалось системно подойти к реализации прав на получение социального жилья незащищенными слоями населения, ответственны за эту деятельность муниципалитеты, но им не хватает средств. «Жалоб могло быть больше, но мы объясняем бесперспективность обращений», – пояснила г-жа Марголина. Также проблема, требующая незамедлительного решения, – доступность и качество медицинской помощи. Если рассматривать структуру жалоб на медицину, то 41% из них связаны с отказом в оказании услуг, 29% – с качеством оказания услуг и 21% – с обеспечением лекарственными препаратами.
В ходе обсуждения Юрий Ёлохов поинтересовался, что сейчас происходит с «музеем совести»: «Я против того, что происходит с музеем «Пермь-36». Очень жаль, ведь это наша история, и все разваливается. Какова ваша оценка ситуации?»
«С точки зрения развития именно как культурного объекта – музея истории политических репрессий – нет сомнения, что он будет восстановлен на уровне мировых «музеев совести». Основание – федеральный вектор политики. Принципиальные решения уже приняты, и перспектива у музея есть. Он будет работать в полном объеме – все можно будет вернуть в оптимистичное русло», – ответила г-жа Марголина. По ее словам, самоликвидация АНО «Пермь-36» – полностью ее ответственность, однако терять таких экспертов и интеллектуалов не совсем правильно. «Их профессиональный потенциал мы можем использовать. В правовом режиме, на основании федеральных документов мы эту работу в крае можем организовать», – отметила омбудсмен.