На очередном заседании пермского Клуба депутатов с докладом о влиянии санкций на российскую экономику выступил профессор Кафедры мировых политических процессов МГИМО МИД России Сергей Афонцев.
Спикер отметил, что кризисные явления в отечественной экономике начались задолго до майдана на Украине и введении санкций ЕС и США в отношении России. Спад ВВП фиксируется с 4 кв. 2012 года.
«С конца 2012 года рост ВВП не превышал 2%. Мы пришли к тому, что по итогам января-февраля 2015 года падение составило более 2%. Кризисные тенденции не выпрыгнули как черт из табакерки вместе с санкциями, а наблюдались за несколько кварталов до этого», — рассудил Сергей Афонцев.
По мнению эксперта, главное отличие этого кризиса от предшествующих экономических потрясений в том, что он протекает на фоне благоприятной обстановки на внешних рынках. «Если раньше мы говорили, что российская экономика растет быстрее мировой из-за высокой конъюнктуры на внешних рынках, а в случае ухудшения ситуации падает сильнее, то после 2012 года мы видим, что Россия переходить на более низкую траекторию роста нежели в других регионах мира», — заверил г-н Афонцев.
Экономические санкции, по мысли профессора МГИМО, распадаются на три блока по времени их введения, которые серьезно отличаются друг от друга. На первом и втором этапе санкции носили персональный характер, и были направлены на конкретные физические и юридические лица, которые обвинялись в нарушении территориальной целостности и дестабилизации ситуации на Украине. Санкции, которые были введены в июле прошлого года после инцидента с малазийским самолетом ударили по секторам российской экономики, без поставок с Запада остались нефтегазовая промышленность и ОПК.
Эксперт замечает, что с сентября 2014 года вводимые санкции перестали связываться с динамикой ситуации на Украине: на фоне первых минских соглашений, и приостановлении боевых действий стали действовать новые секторальные санкции. Та же ситуация сложилась весной этого года: после подписания вторых минских соглашений Евросоюз расширил санкционный список.
«На первых этапах, когда санкции носили персональный характер влияние внешних ограничений на российскую экономику не прослеживалось. После перехода к секторальным санкциям стало понятно, что чем крупнее отечественная компания, тем сильнее они по ней ударят», — рассуждает Сергей Афонцев, добавляя, что основным ударом по отечественной экономике стало ограничение доступа к капиталу на внешних рынках.
При этом эксперт считает, что иллюзии о том, что вместо европейских рынков кредитования российские предприятия смогут выйти на азиатские быстро развеялись, когда стали понятны большие сложности при выходе на шанхайскую и тайваньскую биржи. Г-н Афонцев привел пример трудных взаимоотношений с азиатскими производителями, когда они «стали требовать 100% предоплату: «мол вас со дня на день отключат SWIFT». Отказались от сотрудничества с отечественными предприятиями и китайские компании, филиалы которых находятся в США.
Говоря о перспективах состояния российской экономики в 2015 году, эксперт склоняется к прогнозу падения ВВП до 5% и уменьшении инвестиций до 12%.
Отвечая на вопрос членов клуба о состоянии региональных российских экономик спикер не раздумывая отметил, что «все будет очень плохо»:
«Федеральное правительство с 2012 года придерживалось стратегии перебрасывать на регионы полномочия без переброса средств. Регионам на спину взвалят еще из того, за что должен отвечать федеральный центр. Может быть останется только надежда на авось, что все пройдет через два года», — перешел эксперт к прогнозам. «У меня все подвешено на один крюк – кризис закончится, когда будет найден дипломатический инструмент по урегулированию ситуации с санкциями. Если его не найдут — то через два года мы «съедим» резервный фонд, и «уткнемся в чашку с помоями». В этом случае нас может спасти только случайность», — считает эксперт, добавляя, что дипломатические возможности по выходу из кризиса у страны есть.
Справка: Сергей Афонцев, Доктор экономических наук (2010 г.), профессор Кафедры мировых политических процессов МГИМО (У) МИД России, заведующий Отделом экономической теории Института мировой экономики и международных отношений РАН, Советник Круглого стола промышленников России и ЕС.