В последнее время пермские культурные институции – в первую очередь музеи и галереи – все реже стали уходить на каникулы, продолжая свою выставочную деятельность в сезон летних отпусков. Причем «летние» выставки получаются столь мощными, что осени впору завидовать. На минувшей неделе сразу три новые выставки открылись в Усольском музее «Палаты Строгановых».
Сегодня это один из немногих провинциальных музеев Прикамья, умеющих отобрать и грамотно представить современное искусство. В этот раз в одном из залов палат свои работы разместил московский скульптор Александр Ворохоб – участник многочисленных выставок в России и за рубежом, в том числе Международной бьеннале современного искусства. Как рассказал сам Александр Ворохоб, приехавший в Усолье на открытие, в искусстве его занимает тема исследования границ.
Выставка носит название «След синего», и в ее работах художник исследует границы между берегом и рекой. Отсюда мотив лодки и волны, присутствующий в скульптурах. Работы, большинство из которых выполнены в двух цветах, один из которых синий, оказались удивительно созвучны старинному зданию палат, стоящих прямо на берегу Камы.
На первый взгляд, деревянные скульптуры Ворохоба могут показаться совсем простыми и несложными, но они удерживают на себе внимание и вызывают гамму разнообразных чувств, главное из которых – желание понять зашифрованное автором послание.
«Это и есть работа скульптора, – объясняет Александр Ворохоб. – Уход от обычного банального прочтения позволяет прийти к смыслам и эмоциональным переживаниям».
Еще одна выставка, открывшаяся в «Палатах Строгановых», также представляет современное искусство, но в жанре живописи.
Петербурженка Марина Федорова – один из самых модных современных художников. Доказательством этого служит не только перечень выставок и бьеннале с ее участием, но и список селебрити, в чьих коллекциях имеются картины художницы. Среди них Рената Литвинова, Пьер Броше, Артемий Троицкий и многие другие.
Ее картины сразу и безоговорочно понимаются и принимаются жителями больших городов, живущих в потоке быстрой смены лиц, медийных событий, впечатлений. На полотнах – словно мгновенный срез сознания, в котором одновременно присутствуют и образы обыденной действительности и вызываемые ими мысли.
Ведущие критики называют Марину Федорову cityartist – «городской художник», такой термин для обозначения этого направления существует на Западе.
Быстрый взгляд на стоящих на остановке или сидящих в кафе людей вызывает поток ассоциаций с героями сериалов, рекламой, заголовками новостей, гламурными образами моды – и все это Марина Федорова умеет совместить на одной картине. Но это никоим образом не глянец – и лишь отчасти напоминает популярный ныне жанр рисованной иллюстрации. В картинах «между строк» явно прочитывается отстраненность художника от изображаемого, а иногда – легкая интеллектуальная ирония.
Выставка работ Марины Федоровой называется «Люди и манекены», ожидается, что художница посетит «Палаты Строгановых».
Залы в этом музее размещены согласно канонам архитектуры XVIII века – анфиладой, то есть напролет. И директор музея Станислав Хоробрых придумал интересный ход, чтобы разделить выставки современной скульптуры и современной живописи. Он поместил между ними выставку каслинского литья.
Экспонаты для выставки предоставил бывший глава Усолья Геннадий Шехматов, который более 30 лет занимается коллекционированием каслинского художественного литья.
В середине XVIII века в Исетской провинции (сейчас это Челябинская область) был заложен железоделательный завод. Почти столетие завод занимался выплавкой чугуна и изготовлением пушечных ядер, а в начале XIX века управляющий Григорий Зотов привез из Германии металлическую статуэтку. Каслинские мастера быстро освоили немецкую технологию литья в сухую песчаную смесь и даже внесли свои усовершенствования и начали изготавливать бюсты, подсвечники, скульптурные группы и другие художественные изделия. Сегодня каслинское литье – один из всемирно известных брендов.
На выставке в «Палатах Строгановых» в основном представлены анималистические фигуры, которые уже два столетия являются визитной карточкой города Касли. Это скульптурные изображения собак, лошадей, оленей и слонов. Причем слоны, выполнены не в привычном для каслинского литья исполнении – чугун, покрашенный голландской сажей, а в золотистой бронзе.
Почти все экспонаты, а их на выставке около 30, относятся к жанру кабинетной скульптуры, но есть и архитектурные изделия – представлен, например, ажурный настенный рельеф.
Работа выставок в музее «Палаты Строгановых» продлится до конца лета.