Продукт: «Citizenfour: правда Сноудена»
Режиссер: Лора Пойтрас
Эдвард Сноуден, ныне пребывающий в Москве, из человека превратился в символ смены эпохи, а для кого-то – в главного соперника системы национальной безопасности США. Факт существования Сноудена невозможно игнорировать так же, как невозможно игнорировать, к примеру, существование законов физики. Лента «Citizenfour» – это не досужее документальное кино в духе «Фаренгейт 9/11», снятое постфактум и смонтированное из телевизионных репортажей. «Citizenfour» – это, можно считать, свидетельские показания, которые дает режиссер фильма Лора Пойтрас. Именно с ней впервые вышел на связь загадочный сотрудник американского АНБ под псевдонимом Citizenfour и сообщил, что в его распоряжении имеются доказательства того, что власти США нарушают конституцию и вторгаются в личное коммуникационное пространство своих граждан.
В 2013 году Пойтрас прибыла в Гонконг для встречи со Сноуденом, где и записала ключевые кадры будущей картины – интервью с довольно нервозным, но обаятельным и вполне достойным молодым человеком. Сноуден, как и ожидалось, сдал всю систему с потрохами: выяснилось, что слежка осуществляется не только за американцами, но и чуть ли не за канцлером Германии. Обрабатывается огромный массив информации: звонки, сообщения, почтовая переписка. Под подозрением – каждый первый, просто так, на всякий случай.
Сноуден, конечно, не просто так выбрал Пойтрас. У нее самой большие проблемы с американскими законами. Ее кинематографическое творчество, посвященное, кроме прочего, тюрьме в Гуантанамо, уже давно беспокоило Белый дом. И в этот раз Пойтрас оправдала все возложенные на нее партнерами и соперниками ожидания. Фильм получился прежде всего честным. Едва ли его можно отнести в категорию журналистских расследований, так как расследовать Пойтрас особо было нечего, все было известно до нее, тщательно изучено и каталогизировано. Ей оставалось лишь зафиксировать. Тем не менее, некий детективный элемент в этой истории присутствует: со времени первого контакта между Сноуденом и Пойтрас до того момента, как имя молодого американца появилось на передовицах газет, важно было уберечь его от деанонимизации, а после – от толп журналистов и сыщиков из США.
Ощущением угрожающей Сноудену опасности пронизана почти вся вторая половина ленты, здесь и происходит важный перелом сюжета. Шпионская «документалка» превращается в психологическую драму, беглец Сноуден – в ключевую фигуру сложной игры, к которой подключаются и правительства других стран: Китай, где разворачиваются основные события, Германия и Россия.
История Лоры Пойтрас еще не закончена, и чтобы понимать ее последствия, достаточно справиться у поисковиков. А теперь вопрос: сможете ли вы проигнорировать этот фильм?
Рекомендации «bc»: ознакомиться с темой перед просмотром
Продукт: «Шпионский тайник»
Автор: Питер Джеймс
«Шпионский тайник», написанный еще в 1981 году, – образчик раннего творчества Питера Джеймса. И нужно признать, что английский прозаик, до сих пор ярко проявляющий себя в литературной жизни, сохранил тугой импульс, что отчетливо ощущается именно в его первых вещах. Поэтому если вы хотите узнать, стоит ли вам браться за Джеймса (в частности, за блестящую серию романов о детективе Рое Грейсе), то можете для начала ознакомиться со «Шпионским тайником».
Это история о Максе Флинне – агенте под прикрытием, у которого работенка не из легких – шпионить за своими и находить «кротов». Но в этот раз ему предстоит решить задачу, далекую от его профессиональной компетенции: в номер отеля, где он отдыхал со своей прекрасной спутницей, посреди ночи проникает неизвестный и кончает с собой выстрелом в голову. Те немногие улики, что удается обнаружить в карманах самоубийцы, приводят Флинна к выводу, что против него началась серьезная операция, в которой задействованы его собственные коллеги. Теперь Флинн, как полагается, сам за себя и против всего мира, на мушке у своих и чужих. Не стоит также полагаться на порядочность подруги, она, судя по всему, также задействована в происходящем.
«Шпионский тайник» – это своеобразная шпионская проза в стиле hard-boiled детектива. Флинн, будучи интеллектуалом и часто имея дело с высокими технологиями, все же отдает предпочтение силовым методам решения возникших проблем. Если выбор стоит между компьютерным проникновением в сетевые коды соперника и штурмом хорошо обороняемого здания с «береттой» наперевес, то Флинн, разумеется, выберет второе. Флинн, возможно, сошел бы за Джеймса Бонда (тем более в течение романа автор несколько раз ссылается на Яна Флеминга), но все новомодные средства умерщвления и контршпионажа скорее нервируют его, чем впечатляют в достаточной степени.
Этим обусловлен общий ритм сюжета, который ни секунды не стоит на месте. Расследование главного героя заставляет его перемещаться из одной точки мира в другую, но нигде Макс Флинн не находит конкретных подтверждений или опровержений своих теорий, вместо этого на него покушаются, запугивают, запутывают, впрочем, не настолько, чтобы сбить с заранее выбранного курса. Ну и, конечно, не обойдется без женского участия, которое внесет еще больший сумбур. Несмотря ни на что, Макс Флинн одержит победу в соревнованиях характеров; «Шпионский тайник» – возможно, не самый современный и трендовый роман, но добро и здесь традиционно возвысится над коварным злом. Если не ожидать от романа особого изящества и достижения художественных высот, то он вполне сгодится, чтобы скоротать несколько свободных вечеров. Восхититься не получится, но и заскучать вам не дадут.
Вердикт «bc»: достаточно увлекательно
Фото: filmpro.ru, kino-teatr.ru