Культура
  1. Культура
 01 августа 2015, 10:05  

Что почитать и что посмотреть: рекомендации «bc» на выходные

Что почитать и что посмотреть: рекомендации «bc» на выходные

Продукт: «Оно»

Режиссер: Дэвид Митчелл

Жанр молодежного «ужастика» – непаханое поле для авторского кино, где режиссеры во время своих изысканий могут сделать неожиданные и ценные открытия. Ведь что такое молодежный «ужастик» – это исследование и рассуждения на тему страхов миллениалов, которых зачастую пугают не столько подкроватные монстры и мертвые девочки из колодцев, сколько собственная необустроенность и неясное будущее. Об этом, в общем-то, и рассказывают хорроры про серийных убийц, где за личиной кровавого маньяка скрывается метафизическое представление поколения Y о том, что несет реальную угрозу их психологическому и бытовому комфорту. Это отнюдь не противостояние ядерных держав, безработица или неблагоприятная экологическая обстановка. Их в большей степени заботит то, с чем они еще не знакомы, то, что пришло из мира «взрослых» – беспочвенная ненависть, неоправданная жестокость, в конце концов, смерть.

Герои фильма «Оно» также слишком молоды, чтобы умирать, однако зло заимело на них серьезные планы. Девушка, вступившая в сексуальную связь с малознакомым партнером, на следующее утро обнаруживает, что ей передали какое-то проклятье – теперь ее преследуют мрачного вида персонажи, которых видит она одна. Чтобы избавиться от наваждения, девушке необходимо передать проклятие по цепочке – тем же способом, как получила сама. Есть один нюанс: если Оно доберется до следующего «заразившегося» и убьет его, то затем по цепочке вновь вернется к девушке, а потом – к тому, с кого все это началось.

Обречь на страдание следующего «переносчика» или же попытаться нейтрализовать проклятие – выбор решит судьбу сразу нескольких человек.

Первое и одно из важнейших отличий «Оно» от прочих представителей жанра – выверенный стиль: лента медитативна, в меру задумчива, чему способствует плавный и какой-то текучий саундтрек. Непосредственно «страшилок» здесь не так уж и много, но зрителя угнетают не демонические преследователи с застывшими глазами, а чувство, что разрешить возникшую перед главной героиней проблему почти невозможно.

Городская легенда воплощается в печальную сказку: красавица, чтобы спастись от чудовища, должна отдать ему на растерзание кого-нибудь другого.

Дэвид Митчелл, который делает первые шаги в большом кино, уже успел выставить свой фильм на Каннском кинофестивале. Странно, что картина осталась без наград, ведь европейские кинокритики уважают подход, когда за расхожими художественными штампами скрыт неуловимый авторский посыл. Вот и здесь под грубой шкурой залихватского хоррора укрыта трепетная душа. Неизвестно, что такое Оно (прошлое, тоска, неустраненные фобии), но, пожалуй, «оно» есть у каждого из нас. И, быть может, кто-то даже научился его не замечать.

Вердикт «bc»: умный хоррор

Что почитать и что посмотреть: рекомендации «bc» на выходные

Продукт: «Весь невидимый нам свет»

Автор: Энтони Дорр

Книга «Весь невидимый нам свет» – это тихий шедевр малоизвестного американского автора, который сияет и лучится сообразно своему названию, и свет его направлен во все стороны – вглубь, наружу, вверх, вперед. Этим светом, кажется, можно озарить любой самый темный подвал и безнадежную человеческую жизнь…

Хочется написать про эту книгу попроще, но получается явно с трудом, потому что после прочтения веришь: если «Весь невидимый нам свет» сбрасывать охапками над зонами боевых действий вместо листовок или бомб, то уже на следующие сутки войне придет конец, потому что зачем воевать после прочитанного?

«Весь невидимый нам свет» рассказывает о двигающихся навстречу друг другу, того не ведая, слепой французской девочке и робком немецком мальчике, которые пытаются, каждый на свой манер, выжить, пока кругом бушует война, не потерять человеческий облик и сохранить своих близких. Девочка – дочь музейного служащего, а мальчик – ученик нацистской спецшколы, где неоперившихся коротко стриженых ребят сбивают в своры и натаскивают ненавидеть, петь гимны и убивать, конечно. Неужто они могут сойтись или хотя бы пересечься, зигзагообразно петляя в хаосе Второй мировой? О случайности счастья и несчастья, гибели и возрождении даже не из пепла – из пыли, висящей в воздухе, из сквозняка, из пустоты – об этом написан данный роман.

Написан – сказано как-то вскользь и впроброс, потому что вернее, что он спет, исполнен, сложен подобно башне или оборонительному форту. В этом романе натурально можно поселиться и не выбираться из него долгими месяцами.

Энтони Дорр довольно сентиментален, может быть, чересчур старомоден в своих попытках отобразить чувства главных героев. Ведь сегодня о войне принято писать и мыслить иначе – жестче, прямее, подчас статистическими выкладками и короткими штрихами на планах отгремевших битв. Но Дорр метит в самую сердцевину, повествует о своих героях, как о ближайших родственниках или лучших друзьях, оттого еще горше их тягости и несчастья, еще значимее и достовернее каждый поворот сюжета, еще уязвимее надежда на позитивную концовку.

Дорр – невероятный рассказчик, искренний и мастеровитый. «Весь невидимый нам свет», довольно увесистая и обстоятельная вещь, читается на одном дыхании, и даже долгие внутренние монологи главных героев прочитываются на одном дыхании, потому что не прочитываются, а переживаются.

Сама история удовлетворит и тех, кто хочет романтики, и тех, кому подавай детективную интригу. Впрочем, ни то ни другое здесь не главное, важнее – внутренняя энергетика книги, настолько мощная и пронзительная, что заставляет поверить в полностью выдуманную историю. Однако кто сказал, что подобного не могло произойти?

Рекомендации «bc»: читать в обязательном порядке

Фото: 365mag.ru, film.ru

Теги:
Все новости компаний