Вице-премьер правительства Пермского края рассказала корреспонденту Business Class о состоянии медицины в регионе, проверках системы здравоохранения, аутсорсинге и показателе смертности.
Ольга Петровна, как реализуется программа госгарантий в текущем году?
– Ключевым документом, определяющим политику здравоохранения и исполнение обязательств перед населением края, является программа государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи. В ней заложены основные принципы того, что помощь должна быть гарантированно бесплатной и доступной.
На сегодняшний день программа практически приведена в соответствие с теми рекомендациями, которые доведены до нас Министерством здравоохранения РФ. Если еще несколько лет назад каждый субъект вносил в программу свои региональные особенности, то сегодня это единые подходы, единые нормативы. Это значит, что если человек имеет полис и проживает сегодня в Пермском крае, а завтра – в Ярославской области, то он должен получить медицинскую помощь в том объеме, как это гарантировано каждому гражданину РФ согласно Конституции и федеральному закону №323.
Какие результаты реализации программы госгарантий в Пермском крае?
– В Пермском крае по итогам первого полугодия основные объемы выполнены, перевыполнены, и недовыполнены – как это и бывает с комплексными программами. Традиционно перевыполнены объемы по стационарным видам помощи и по скорой медпомощи. Последнее объясняется недостаточной укомплектованностью врачами первичного звена – скорая помощь берет на себя часть той работы, которую должны выполнять поликлиники и амбулаторная сеть. Не выполнен показатель по профилактическим осмотрам, это работа непосредственно амбулаторного и поликлинического звена. Объемы обслуживания в дневных стационарах практически соответствуют плановым показателям.
Но следует помнить, что полугодие – это не весь год, сейчас согласованы объемы помощи на вторую половину года. Кроме того, если первоначально запланированные расходы федерального фонда по программе ОМС составляли 25,047 млрд рублей, сегодня они увеличены до 25,443 млрд рублей. По существу, федеральный фонд выделил на оказание специализированной помощи в медицинских учреждениях для жителей Пермского края еще 180 млн рублей. В целом мы имеем в этом году плюс 480 млн рублей – помимо дополнительных федеральных дотаций еще 400 млн рублей оказались переходящими с прошлого года в региональном бюджете. Получается, несмотря на социально-экономическую ситуацию в стране, финансовых средств не стало меньше, и есть все реальные ресурсы выполнить свои обязательства перед населением.
В апреле губернатор Пермского края Виктор Басаргин направил в Министерство здравоохранения РФ письмо с просьбой вернуть систему софинансирования расходов региональных бюджетов на обязательное страхование неработающего населения. Какие последствия переписки главы региона с федеральными властями?
– Ситуация касалась изменения коэффициента на выплаты за неработающее население: раньше он составлял 0,9, сейчас – 1, что увеличило затраты из краевой казны. Губернатор обратился к министру здравоохранения РФ Веронике Скворцовой с предложением вернуться к прежнему коэффициенту для всех субъектов страны. В текущих экономических условиях в затруднительном положении находятся практически все территории. К сожалению, Федеральный фонд жестко стоит на своих позициях, сохраняя и гарантируя финансовые поступления от регионов за неработающее население.
В настоящее время никаких последствий для края нет. В осеннюю сессию Законодательного собрания программа госгарантий будет вынесена на обсуждение депутатов во втором чтении.
Говорилось о том, что краевой минздрав проанализирует качество оказания медицинской помощи в регионе по всем специализированным направлениям, каковы результаты?
– Контроль качества оказания медицинской помощи лежит на министерстве здравоохранения – это внутриведомственная экспертиза качества. Министерство также контролирует соответствие лицензионным требованиям и условиям со стороны медицинской организации. Оценка оказанной медпомощи возложена на страховые компании, и они действительно это делают. Что касается внеплановых проверок – чаще всего поводом служат обращения граждан, прокуратуры, Росздравнадзора по Пермскому краю и, к сожалению, печальные случаи несвоевременного оказания помощи.
Есть ли результаты проверок по недавним нашумевшим случаям – например с девочкой Соней?
– Что касается резонансного случая с Соней – мы не только провели проверку нашими командами, но и пригласили в качестве независимой оценки аудиторов из Санкт-Петербурга, Иркутска и Нижнего Новгорода. В таком составе проанализировали состояние системы оказания скорой помощи, были высказаны и замечания, и предложения по совершенствованию этой сферы. Например, предложено внедрить обязательное страхование сотрудников, работа которых связана с оказанием скорой и неотложной медицинской помощи больным и пострадавшим на догоспитальном этапе. Среди рекомендаций экспертов – совершенствование приказа о маршрутизации скорой помощи, системы диспетчеризации (радиосвязь, телефонная связь и другое). В августе запланирована коллегия по этой теме, мы открыты – будем сообщать о результатах.
После резонансного случая с Соней, мы не только провели проверку нашими командами, но и пригласили независимых аудиторов. О результатах сообщим на заседании коллегии в августе.
Назначена ли Анастасия Крутень, экс-министр здравоохранения Пермского края, на должность главного врача медсанчасти №11 города Перми?
– Да, и мы считаем, что у Анастасии Владимировны есть все необходимое – и опыт, и авторитет, и возможности, она сможет сделать так, чтобы работа 11-й медсанчасти соответствовала всем необходимым критериям. С ней заключен срочный контракт до 30 сентября 2015 года, после будет объявлен конкурс на замещение этой должности.
Конкурсы на замещении должностей руководителей будут объявлены во всех государственных медицинских организациях края.
Как происходит оптимизация штатной численности больниц в крае? Насколько показатели оптимизации коррелируют с показателями здоровья прикамцев?
– Вопрос оптимизации штатной численности в лечебных учреждениях Пермского края рассматривается только в одном аспекте: разумного штатного расписания в части управляющего и технического персонала. По медицинскому персоналу сокращений нет и не планируется.
Относительно корреляции. Приведу пример: не все то, что является показателем смертности, увязывается именно с медпомощью. В структуре смертности у нас три ведущие причины: первое – болезни системы кровообращения, второе – онкологическая патология и третье – травмы и отравления.
Сегодня в показателях смертности многие факторы: это и изменившиеся социально-экономические условия, и состояние стресса и перенапряжения, и сокращение рабочих мест, не всегда гарантированная заработная плата.
И в этих же условиях, согласно федеральным документам, проводим реструктуризацию, чтобы решить задачи по приближению медицинской помощи к населению. Не ставится задача отдалить население от нее. Но в силу большой протяженности края и того, что в ряде населенных пунктов проживает небольшое количество жителей (а у нас есть поселения, где всего 200, 300 или 500 человек), естественно, создать и сохранить больницу, полностью укомплектованную штатом и с набором всех видов помощи, не представляется возможным.
Это не только российские условия, уже вся Европа переоценила свои затраты в области здравоохранения. Выстраивается так называемая трехуровневая система: первичная медико-санитарная помощь, которая должна быть максимально приближена к населению, затем специализированная помощь на уровне межрайонных центров и наконец – уровень краевой больницы, где оказывается лучшая специализированная и высокотехнологичная помощь. Поэтому если человеку нужны, к примеру, кардиохирургическая операция или лечение по онкологической части, а специализированных врачей в этой территории нет, то он должен обратиться в межрайонный центр или в краевую больницу.
Задача по максимальному приближению к населению начального звена – это фельдшерско-акушерские пункты, сельские врачебные амбулатории, офисы врача общей практики – в основном выполнена.
Между тем в Губахе за 4 месяца оптимизации высокий уровень смертности – люди не доезжают до больниц в соседних городах.
– Губаха – это город, там не требуется куда-то ехать, есть поликлиники. Да, в Губахе высокий показатель смертности в отличие от краевого. Разбираемся, тщательно проанализируем всю медицинскую составляющую, влияющую на показатели смертности. Уже проведено выездное совещание, сформирован комплекс предложений, по этой теме работает команда специалистов. Но надо понимать – не все связано с медициной. Влияют факторы риска, и каждый человек должен о них знать.
Важно повышение мотивации населения к здоровому образу жизни, правильному питанию, активной физической нагрузке, ограничению алкоголя и курения, контролю веса и артериального давления. Одним медикам не решить эту задачу, влияние этих факторов на смертность выше, чем медицинская составляющая, и оценивается в 60%. Нужно «достучаться» до каждого человека, нужны скрининговые программы диагностики. Для этого проводится диспансеризация, чтобы максимальное количество населения было охвачено осмотрами. Человеку дается инструмент – «у вас такие-то проблемы, с этим и с этим будьте добры вместе с врачом составить индивидуальную программу оздоровления и следите за своим здоровьем». Об этом все телевизионные каналы говорят, но население недостаточно мотивировано. Нужно всем вместе браться за эту проблему. Например, 2015-й объявлен годом борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями, о чем объявил президент. И мы в этом направлении начали активную работу. Стартовым событием года в Прикамье стало экспресс-обследование представителей правительства края и Законодательного собрания. Подобные мероприятия регулярно проводятся на протяжении года для разных целевых аудиторий: работников крупных предприятий, учащихся и сотрудников образовательных учреждений, пенсионеров и других категорий населения.
Губернатор дал указание проверить аутсорсинговые отношения во всех медицинских учреждениях и «дать адекватную оценку по каждому такому поводу». Известны ли результаты проверки?
– Не так давно был принят закон Пермского края о государственно-частном партнерстве. Сегодня и в социальной сфере, и в здравоохранении наступило время, когда часть обязательств и функций, не свойственных здравоохранению, выполняют коммерческие, некоммерческие или общественные организации. Вектор развития направлен на государственно-частное партнерство, одна из форм которого – аутсорсинг. У нас правильное понимание аутсорсинга. Введение его уже доказало свою эффективность на непрофильных функциях, скажем, при организации питания, что позволяет с помощью коммерческих структур обеспечить питанием и больницы, и школы. Если это работает на конкурсной основе и дает снижение цены, а значит, более эффективное использование бюджетных средств, почему это плохо?
Не должно быть знака равенства между аутсорсингом и словом «плохо».
Это, наоборот, хорошо, если аутсорсинг заведен грамотно, на конкурсной основе при соответствии цены и качества. Но там, где частная структура берет деньги за те объемы помощи, которые могут быть оказаны человеку бесплатно, подводя под понятие «аутсорсинг», – это неправильно.
Понимаете, если частнику сегодня выгодно эту функцию предложить – а бизнес не будет просто так вкладывать свои средства, – нас, наоборот, волнует, почему госучреждения отдают в аренду свои площади. Разве площадей так много? Нет, их даже недостаточно для развития тех или иных направлений – например, медицинской реабилитации или неотложной помощи. Сейчас говорим о том, что к госимуществу нужно относиться разумно.
Сейчас ведется тщательный анализ, и, завершив эту работу к осени, определим, где эффективен аутсорсинг, а где нет. Исходя из этого будем делать выводы и принимать меры.
Ожидается ли в 2015 году открытие новых лабораторий в медицинских учреждениях Пермского края?
– Анализировали этот вопрос: жаль, что в ряде медицинских организаций закрыты лаборатории и площади зданий отданы частным структурам. Сразу по краю такую работу единовременно не провести, но там, где это возможно – в крупных лечебных заведениях, где можно сохранить или восстановить лаборатории, мы пойдем по этому пути.
Однако там, где сегодня уже нет лабораторной службы, а она должна быть высокого уровня, и эти услуги находятся в аутсорсинге – нужно исследовать, насколько грамотно и эффективно выстроены процессы. На сегодня нет финансовых средств, чтобы вновь вернуться к первоначальному варианту.
Определен ли инвестор для строительства больницы на улице Ленина, 16 и 16а? Какая ситуация с этим объектом, сроки реализации?
– Сдерживающим фактором по этому проекту было то, что земля находилась в муниципальной собственности и только в июне была передана в край. Еще нужна оценка регулирующего воздействия, следует принять ряд нормативных документов правительству и губернатору, чтобы была возможность передать землю инвестору. Это непростая тема, прилагаем все усилия для скорейшей реализации строительства. Но предложения от инвесторов сегодня есть, они рассматриваются.
Клиническая инфекционная больница №1 сменит место жительства. Новое здание для медицинского учреждения, которое располагается в квартале улиц Революции, Пушкина и Куйбышева, будет построено в Индустриальном районе на улице Свиязева, рядом с центром СПИД. Какая ситуация с переездом больницы? Когда ожидается начало строительства, определен ли подрядчик?
– Этот объект числится в инвестиционной программе строительства, деньги заложены на 2015-2017 годы. Будет поэтапное строительство. Оно завершится не ранее 2018 года. Подрядчик определится до конца года после проведения конкурсных процедур.
Какие новые проекты есть у Пермского края в сфере здравоохранения?
– В первую очередь сейчас прорабатываются предложения по улучшению системы скорой помощи. Недавно была в Санкт-Петербурге, посмотрела институт скорой медицинской помощи. Нас заинтересовал проект больницы скорой помощи кратковременного пребывания. Это стационарный этап оказания скорой медицинской помощи. Обсуждаем строительство подобной больницы в Перми, ищем площадку. Это будет своего рода ноу-хау для нашего региона.
Кроме этого, в стадии согласования находится соглашение о строительстве онкорадиологического центра. Он позволит диагностировать онкозаболевания на ранних этапах более качественно. Такие ПЭТ-центры инвестором построены и успешно функционируют в нескольких регионах страны.