Сегодня состоялся круглый стол по теме совершенствования порядка предоставления субсидий местным бюджетам из краевой казны на софинансирование муниципальных программ, инвестиционных и приоритетных проектов муниципальных образований Пермского края.
На мероприятии присутствовали представители Администрации губернатора и правительства Пермского края, депутаты Законодательного собрания, представители органов местного самоуправления Пермского края, специалисты структурных подразделений аппарата Законодательного Собрания и Контрольно-счетной палаты Пермского края.
После дискуссии участники приняли решение: все предложения муниципальных глав должны быть юридически оформлены в виде поправок к действующему закону края №357 до 14 августа, после чего их возьмет под контроль комитет заксобрания по бюджету.
Елена Зыряновадепутат Законодательного собрания Пермского края, глава комитета по бюджету краевого заксобрания
На удивление, не ожидала, что эта тема вызовет такой интерес у глав, и что будет такое количество представителей муниципальных образований. Считаю, что поработали плодотворно и выстроили конструктивный диалог.
Что касается проблем: мы не то чтобы не слышим друг друга – мы находимся в разной степени погруженности в ситуацию.
Представители министерства и законодатели, когда готовили этот закон, погружались в проблему, и каждая формулировка в законе – это результат большой работы. Когда получается конечный продукт в виде процедуры – она может не устраивать пользователей в каких-то нюансах. И иногда они свои недоработки, связанные, допустим, с дисциплиной подготовки документов, соблюдением сроков, хотят решить за счет изменения процедур. А это не так просто, процедура выверена в соответствии с федеральным законодательством.
Не все главы, так как они топ-менеджеры, хорошо знают бюджетный кодекс, да и не должны знать его в деталях. Они видят причину, по которой их муниципалитет не может освоить эти средства и хотят ее решить своим путем – тут сроки сократить, тут количество документов уменьшить. Но они не учитывают, что этот объем документов определен нашим Министерством финансов, он является основанием для отчета главного распорядителя бюджетных средств.
В законодательстве всех стран бюджетные деньги требуют очень серьезного контроля.
А субсидия по бюджетному кодексу – это средства, которые обязательно должны иметь целевое назначение и сопровождаться местным софинансированием. Это обязательные требования. Когда главы говорят «а давайте не будем сейчас раскрывать, на какой проект нам нужны деньги, мы вам потом покажем в рамках отчета» – это противоречит определенным федеральным нормам.
Поэтому мы хотим двигаться навстречу друг другу, понимаем трудности, но механизмы для их сокращения не все участники видят. Они хотят сделать по-своему, предлагают варианты, но ограничений не видят. Их замечают только узкие специалисты, которые даже пытаются указать на препятствия, но главам эти ограничения кажутся незначимыми. В итоге – возникает недовольство и вопрос «что же вы тут все забюрократизировали?»
Хорошо чувствовать себя в этой ситуации человеком, который поработал и в правительстве, и на местном уровне, и в каких-то финансовых органах, – он это осознает более детально.
Но я думаю, что совершенствовать возможно все и всегда, находить какие-то компромиссы, которые чаще всего находятся на уровне исполнительском, дисциплинарном. Те же сроки могли быть другими в рамках этого законодательства, но так как они законодательством не обозначены – сроки затягиваются и откладываются. Все это приводит к такому результату, который не устраивает, и это нормально.
Как это исправить? Закон надо совершенствовать, в деталях оттачивать, ему сейчас один год. Первый год мы имеем результаты, нужно привыкнуть к нему, освоить тот документооборот, который предусмотрен законом. И я согласна с Олегом Михайловичем Ждановым, что года через три у нас будет меньше претензий, даже если мы ничего не изменим, поскольку закон дает возможность работать очень четко и динамично. Вопрос – в его исполнении.