Галерея «25/17» продолжила изучение Санкт-Петербургской школы печатной графики, одной из старейших в стране. Проект называется «Офорт – от классики к авангарду». В мае здесь прошла выставка, посвященная классической традиции, а сейчас галерея представляет офорты художников, чье творчество относят к современному или актуальному искусству.
В экспозицию вошли работы лучших печатных графиков современности: Петра Швецова, Александра Флоренского, Ольги Флоренской, Юрия Штапакова, Ии Кирилловой, Петра Яшкедр.
Серия офортов Александра Флоренского называется «Знаменитые жители Санкт-Петербурга». Ее героями стали: император Николай II с супругой, юный Владимир Набоков с мамой и многие другие реальные персонажи, жившие в городе на Неве.Интересен проект Иры Васильевой «Семь источников света в моей квартире». Вдохновили художника на создание офорта самые неожиданные источники: здесь и спичка, от которой прикуривают сигарету, и елочная гирлянда.
По заведенному в галерее «25/17» обычаю церемония открытия выставки прошла на крыше здания, где зрители могли посмотреть забавное представление. Собрав друзей – самодеятельных актеров, неутомимый устроитель пермских перформансов Иван Кустов умудрился «сыграть» живопись. Взяв за основу картины с выставки, он перевел художественные образы в телесные: получились оригинальные сценки-этюды – веселые, при этом философские и одновременно хулиганские, как и сами офорты.
Центральный Выставочный зал предложил зрителям третью выставку собственного проекта – «GLOBAL ART COMMUNITY». Выставка называется «Синергия» и объединяет работы художников из Перми Татьяны Нечеухиной, Максима Нурулина, Игоря Новикова, петербурженки Лидии Ерохиной и их коллеги из Нидерландов Лилиан ван Ордорп. В таком составе художники побывали в 2014 году в известной латвийской арт-резиденции SERDE, и их картины навеяны пребыванием на балтийском берегу.
Немного вразрез с общим настроением – работы Лилиан ван Ордорп. Ее цикл «Обычаи и нравы» состоит из 12 картин, на которых отражены праздники, обычаи, нравы Нидерландов и России, соответствующие каждому календарному месяцу. Визуальные идентичности двух стран сталкиваются на каждой картине, создавая неожиданные сочетания. При этом «российская» часть картины передается в основном образами людей: маленькая школьница на картине «Сентябрь» сразу вызывает ассоциации с началом учебного года. А вот разгадать культурные коды другой страны без сопроводительного текста не получается. Очень сложно понять, что в декоративно-орнаментальном узоре зашифровано такое событие, как ежегодное сентябрьское выступление королевы Нидерландов перед парламентом, куда она по традиции прибывает в золотой карете.
На выставочной площадке ТЦ «Галерея» представил свои работы пермский скульптор Альфиз Сабиров. Он по-прежнему разрабатывает тему мифологических существ, черпая образы то в античности, то в тюркских легендах. За последние полгода у Альфиза Сабирова прошли несколько выставок во Франции, в том числе в Париже. Французские зрители высоко оценили бронзовую пластику уральского скульптора, несколько работ были куплены коллекционерами.
Выставка работ Азата Нургалеева открылась в частной галерее «Плюс». Эта новая культурная институция начала работать в этом году и рассчитана в первую очередь на поклонников (и авторов) граффити.
Художник Азат Нургалеев родился в Перми и активно занимался рисованием в стиле граффити. С 2010 года Азат живет в Санкт-Петербурге, где сейчас возглавляет школу рисования Skills Up school и учит создавать рисунки в стиле CG-арта (Computer Graphics Art). Это направление, его еще называют компьютерной живописью, сейчас бурно развивается и используется в оформлении книг, плакатов, компьютерных игр и фильмов.
Зал в галерее «Плюс» небольшой, но вполне дает возможность ознакомиться с творчеством художника. Однако работы, созданные в цифровом формате и предназначенные для просмотра на светящемся экране компьютера, будучи распечатанными на бумаге, в чем-то теряют, приобретая лишнюю контрастность.
Намного интереснее смотрится большая работа Азата Нургалеева, выполненная прямо на стене в стиле граффити. Как рассказал директор галереи Никита Классен, это концептуальная задумка: каждый художник, выставляющийся в «Плюсе», рисует одну работу на стене. Но перед следующей выставкой все закрашивается, и стена готова для следующего творца. Впрочем, есть и еще одна традиция, более практичная: каждый художник дарит одну работу галерее, что дает надежду на создание собственной коллекции.
Кроме этих вернисажей Дом художника открыл персональную выставку Валерия Подкуйко, который уже редко бывает в Перми, став жителем столицы. Немного раньше, чем обычно, в августе, откроет сезон и Пермская художественная галерея: первая выставка будет посвящена творчеству известной пермской группы «КУБ».