Город
  1. Город
 16 августа 2015, 11:00  

Капитошка-аниматор

Капитошка-аниматор
Пермские туристические компании сами готовят себе инструкторов, а любителей активного отдыха пытаются удивить нестандартными развлечениями

В Перми прошел международный туристский форум «Перспективы развития активного туризма». В рамках конференции «Создание и продвижение конкурентоспособного продукта в сфере активного туризма» эксперты обсудили, в частности, вопросы сертификации услуг и подготовки специалистов-инструкторов. Доля лицензированных услуг на рынке активного туризма в России составляет 10-20%, а централизованная система подготовки кадров не работает. Последнюю проблему пермские компании пытаются решать своими силами и на собственные средства.

Как отметила Людмила Сафонова, эксперт Росстандарта, директор «Центра оценки, обучения и сертификации персонала «Эксперт», тема сертификации специалистов, работающих в сфере активного туризма, актуальна для всех российских регионов. «Когда дело касается серьезных проблем на маршруте, обеспечения здоровья туристов, мы понимаем, что эти проблемы надо решать даже не сегодня – позавчера», – подчеркнула она. Отметим, что сейчас сертификация в сфере активного туризма носит добровольный характер.

Компания «Солана» вынуждена была самостоятельно разработать программу обучения инструкторов и учить их на собственные средства. «Готовых специалистов взять негде. Чаще всего штат инструкторов пополняется за счет наших туристов, которые «втягиваются» в процесс. Они проходят обучение по программе, практикуются и становятся инструкторами», – рассказал Данил Поздеев, директор туристической компании «Солана». Опытом подготовки специалистов поделился и Евгений Кокшаров, директор ООП «Поиск» («Затерянный мир»). Инструкторов «Затерянного мира» готовят несколько лет, стремясь при этом сделать из них прежде всего психологов, а получение сертификата г-н Кокшаров считает делом вторичным. «В советское время существовала централизованная система подготовки туристских кадров. Сейчас стройной системы нет, и каждый регион решает эту проблему по-своему», – подытожила г-жа Сафонова.

Сертификация пока остается добровольной, однако еще в 2014 году президент Владимир Путин дал поручение туристскому сообществу, касающееся обязательной сертификации всех туристских маршрутов, стандартизации услуг и классификации всех средств коллективного размещения. «Если бы оно было воплощено в жизнь, как и предполагалось, с 1 июля 2015 года, то 80-90% предприятий мы были бы вынуждены закрыть. На сегодняшний день сертифицированных услуг на рынке активного туризма немного», – подчеркивает Людмила Сафонова. В этом она видит, в том числе, угрозу для экологии. «Например, природа горного Алтая восхищает, но когда видишь огромный поток «несанкционированных» туристов, становится страшно, что лет через двадцать мы потеряем эту экосистему, – сетует эксперт. – Мы продаем услугу и должны организовать определенные удобства. Говоря о конкурентоспособности туристического продукта, нужно учитывать проблему организации инфраструктуры для отдыха. Компании обязаны соответствовать стандарту безопасности активного туризма. Он закреплен на федеральном уровне, и никто его не отменял», – заключила она.

По ее словам, в Пермском крае ведется разработка двух систем сертификации: туристских услуг, гостиниц и отелей, пляжей и горнолыжных комплексов, а также специалистов, работающих в этой отрасли. Работают в этом направлении и в других регионах, особенно активно – в Сибири, где за последнее время увеличился поток туристов из Китая. «Иностранные туристы едут в тур в большинстве случаев только после того, как им предоставляют сертификаты соответствия всех услуг национальным стандартам», – отмечает Людмила Сафонова.

Гости Пермского края заметили, что прикамские виды схожи с пейзажами горного Алтая и не уступают им по красоте, однако туристический поток здесь меньше. Если на Чуйском тракте (автодорога Новосибирск – Бийск –Ташанта, прим. «bc») «туристы стоят в пробках», то перед пермскими компаниями стоит задача привлечения в край большего числа туристов. При этом очень много туристических групп, которые нигде не регистрируются, и организаторов походов, работающих «всерую», – отмечают эксперты. Для привлечения туристов агентства используют формат комплексных туров, которые включают в себя сразу несколько видов деятельности, а также активно привлекают к походам аниматоров, развлекая туристов порой самыми необычными способами.

Business Class составил ТОП-5 развлечений в сфере активного туризма, которые доступны пермякам.

1. Медведь-аниматор

Екатерина Шестакова, «Белый камень»

В этом году главным «аниматором» в заповедники «Басеги» был медведь. Туристы с восхищением вспоминали, как им удалось его увидеть. К счастью, с безопасного расстояния.

2. Капитошки

Людмила Смыкова, «Летучий корабль»

Утреннюю зарядку мы превращаем в шуточные Олимпийские игры. Придумываем новые виды спорта – соревнования на байдарках, «шмякобол», «обкидывание капитошками», чемпионат по метанию лягушек.

3. Горячительные напитки

Евгений Кокшаров, «Затерянный мир»

Самую большую опасность на маршруте первой категории сложности представляют сами туристы и их неадекватное поведение. Поэтому очень важную роль при подготовке инструкторов играет психологическая подготовка, он должен уметь решать конфликты. Есть универсальное решение: если пьют все, то пусть пьют. В противном случае группу надо разделить на две части, и проблем не будет.

4. Тюремный катер

Игорь Серебрянников, «Солана»

В конце путешествия приплывает специально арендуемый для этого тюремный катер, на котором туристы совершают прогулку по Широковскому водохранилищу.

5. Наблюдение за «БелАЗами»

Игорь Серебрянников, «Солана»

По пути из Горнозаводска в Пашию можно увидеть горнодобывающий карьер, в котором работают «БелАЗы», высота колес которых превышает рост человека раза в три. Туристы с высоты наблюдают, как огромные машины проносятся по карьеру: захватывающее зрелище.

Фото: azovkor.com.ua

Все новости компаний