Маленькие, да удаленькие
Транспортно-логистическая система Пермского края не внушает оптимизма, говорят как бизнесмены, так и профильные аналитики. Пермский рынок логистики перенасыщен транспортными компаниями, однако среди них много демпингующих средних и малых организаций, которые, снижая цены, не предоставляют достойного качества.
По оценкам Арсена Манапова, директора ООО «БизнесЛогистик», «на рынке перевозок действительно достаточно большое количество игроков – и организаций, и ИП, что говорит не о развитости сферы, а скорее, наоборот». «Действительно крупные компании, которые оказывают такого рода услуги, можно, пожалуй, пересчитать по пальцам. А небольшие, во-первых, зачастую не имеют достаточного нового автопарка, а во-вторых, как правило, работают на грани рентабельности, – поясняет г-н Манапов. – При низком качестве услуг никаких конкурентных преимуществ, кроме цены, существенно ниже рыночной, такие организации предоставить не могут. Демпинг негативно сказывается на рынке и, в конечном счете, на потребителе».
Склад как клад
Для построения устойчивых каналов логистики компаниям приходится не только выбирать эффективные пути и виды грузоперевозок, но и подыскивать приемлемые помещения для организации складов. Игроков на рынке, у которых нет никаких собственных активов – складов или транспорта, на сегодняшний день нет. Зачастую логистические организации развивают и услуги ответственного хранения, арендуя, покупая или строя новые объекты.
«Самостоятельная логистика – дело затратное, особенно для небольших организаций, – говорит г-н Манапов. – – Поэтому зачастую малый бизнес арендует склады (бывшие ангары, подвалы, производственные помещения, построенные еще в советское время) по низким ставкам и отдает перевозку своих товаров на аутсорсинг».
Потребность в помещениях для создания в них складов на рынке логистики присутствует, несмотря на общую экономическую ситуацию в стране и регионе.
«Что касается спроса по коммерческой недвижимости, с мая по июль практически не поступало заявок по аренде или покупке складских помещений. Объясняем двумя причинами – во-первых, это период отпусков наших клиентов, а во-вторых – сейчас все занимают некую выжидательную позицию, кризис в стране влияет очень сильно», – говорит Юлия Протасова, руководитель отдела коммерческой недвижимости АН «Перспектива». Однако, по словам эксперта, на осенний и зимний период прогнозируется оживление – клиенты, занимающиеся поиском складских площадей, возвращаются. «Если сравнивать с другими регионами – Москвой, Екатеринбургом, то к ним кризис пришел раньше, у нас пиковый момент зафиксирован в начале лета, а сейчас уже серьезное оживление – получаем до 10 заявок в неделю по сравнению с одной-двумя в стагнационный период», – поясняет г-жа Протасова.
Тем не менее эксперты говорят о том, что потребности бизнеса в складах и логистических центрах высокого уровня – класса «А» и «B» – удовлетворены лишь на 5-10%. Складская логистика в Прикамье необходима, в первую очередь, ритейлерам и производственным компаниям, расположенным в регионе. Первые – очень часто строят склады самостоятельно. В частности, собственные логистические центры в Пермском крае уже возвели ГК «Норман-Виват», ЗАО «Тандер», которое развивает сеть «Магнит», плюс X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Карусель», «Перекресток») также работает над созданием собственного логистического комплекса. «Это говорит о том, что ритейлеры, не найдя на рынке адекватного по уровню качества предложения, решают вопросы, связанные с логистикой самостоятельно», – резюмирует Арсен Манапов.
«На сегодня востребованы очень разные площади – от 10 до 5000 кв. метров, – поясняет г-жа Протасова. – Как теплых помещений, так и холодных, как на продажу, так и на сдачу в аренду. Здесь ситуация одинаковая: количество заявок на одном уровне, если сравнивать по целям клиента – хочет ли он купить или арендовать помещение или землю». – Кроме этого, риэлторы отмечают, что многие торговые сети ищут не только готовую недвижимость, но и земельные участки – от 0,5 до 10 га, на которых впоследствии ритейлеры планируют строить складские помещения сами. Территориально и объекты, и землю ищут вблизи транспортных магистралей.
Логика ясна
Ситуация, наблюдаемая экспертами в сфере складской логистики, кардинально не меняется. «Сфера оказания логистических услуг в Пермском крае находится на низком уровне в сравнении и с регионами-соседями, и с общероссийскими показателями, – говорит Арсен Манапов. – Это объясняется рядом причин, в числе которых – – малый объем качественных складских помещений, построенных в соответствии со всеми современными нормами, а также малым количеством предприятий, оказывающих полный спектр логистических услуг в регионе, или производственных компаний, осуществляющих транспортировку товаров самостоятельно».
Актуальными остаются вопросы внедрения признанных в мире стандартов – начиная от качества услуги и заканчивая услугами сопровождения клиента. Однако чтобы это реализовать, нужна кооперация всех участников процесса.
«Например, доля контейнерных перевозок в странах ЕС существенно выше, чем в целом по России и в Пермском крае, в частности, – поясняет Тарас Рыжук, генеральный директор ООО «Мегасервис». – Доля контейнерных перевозок по реке в РФ вообще равна нулю, тогда как в ЕС этот вид перевозок очень активно используется. Реализация глобальных инфраструктурных проектов, таких как строительство причальных стенок или развитие отрасли судостроения – это задача государства. А задача бизнеса – это строительство и эксплуатация терминала на основе этой инфраструктуры».