По информации газеты «Известия», в России могут запретить устанавливать и использовать «бэби-боксы». Соответствующие поправки в уголовный кодекс РФ подготовил депутат Госдумы от фракции ЛДПР Виталий Золочевский. По мнению депутата, «бэби-боксы» будут побуждать родителей простым и безнаказанным способом отказываться от своего ребенка и в связи с этим предлагает за установку или эксплуатацию таких ящиков наказывать штрафом или ограничением свободы.
Так, новая статья «Установка и эксплуатация специально оборудованных мест для анонимного оставления несовершеннолетних», то есть бэби-боксов, предполагает штраф на сумму до 500 тысяч рублей или ограничение свободы на срок до двух лет со штрафом в размере до 200 тысяч рублей.
В марте текущего года прокуратура Пермского края начала проверку по заявлению детского омбудсмена Павла Астахова о законности проекта «Колыбель надежды», предусматривающего установку «бэби-боксов» для младенцев - отказников. В ходе мероприятий была проанализирована информация, предоставленная Благотворительным фондом, органами исполнительной власти края, правоохранительными органами, а также организациями здравоохранения, в которых установлены «бэби-боксы». Дополнительно к проведению проверки были привлечены специалисты Роспотребнадзора и Росздравнадзора по Пермскому краю.
Нарушений действующего законодательства, в том числе регулирующего порядок выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей, их устройства, проверкой выявлено не было. Омбудсмен Павел Астахов выразил возмущение результатами прокурорской проверки, однако как пояснили Business Class в прокуратуре, оснований для принятия мер прокурорского реагирования не установлено и проведение дополнительных проверок не планируется.
Отметим, всего на территории края размещено 3 пункта анонимного приема детей («бэби-бокса»). Они находятся в организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности. За период с 2011 по 2015 годы в «бэби-боксах» оставлено 5 детей. За этот же период в отношении почти 400 детей родители оформили письменные согласия на усыновление ребенка чужими людьми, так как родители отказались забрать детей из родильного отделения.