В галерее «Марис-Арт» открылась выставка «Пространство и время 2», посвященная 90-летию замечательного российского художника Александра Репина.
«Я считаю Репина первым среди пейзажистов России последней трети ХХ века, – говорит Вадим Зубков, арт-директор галереи и куратор выставки.
– Его картины – лучшее, что было создано в Перми. Он трагически недооценен, но, надеюсь, его время придет».
В Пермскую область Александр Репин приехал в 1952 году. После окончания Свердловского художественного училища он получил назначение в Боровск (сейчас это район Соликамска). За плечами были служба в армии, война, фронт, а впереди – работа учителем рисования и поиск своего призвания в живописи. Уже тогда Александр Репин отдавал предпочтение пейзажу.
Пять лет в Боровске были годами напряженной работы. Сам художник вспоминал, что, выехав на пленэр, он мог создать до 20 этюдов за день.
Затем был переезд в Пермь, прием в Союз художников СССР, участие в выставках и новые пейзажи. На картинах Александра Репина запечатлены уральские поселки и небольшие города, узнаваемые берега Камы, Косьвы, Чусовой, Вишеры.
В 70-е годы в творчестве художника появился индустриальный пейзаж, воплощенный в геометрических формах. Городом, вдохновившим Репина на самые интересные полотна, стала Губаха. Первым среди пермских художников Репин обратился к абстракции. Изменилось и цветовое решение: ярко-белые, бордово-красные и черные краски полотен давали ощущение напряженного ритма. У одних зрителей его работы вызывали горячее одобрение, у других – столь же яркое неприятие.
В 1977 году в выставочном зале Пермской организации Союза художников РСФСР открылась третья персональная выставка произведений Александра Репина. Уже через неделю выставка была закрыта, все не проданные к этому времени каталоги уничтожены, а художник получил обвинение в формализме. В то время термин «формализм» был идеологическим клише и служил для обозначения всего выходящего за строго ограниченные рамки социалистического реализма. Художник, обвиненный в формализме, подвергался общественному осуждению, лишался заказов, становился изгоем в профессиональном сообществе. На протяжении почти 10 лет Александр Репин был лишен возможности выставлять свои работы и общаться со зрителями. Художник испытывал материальные трудности, перебивался случайными заказами, но продолжал творить.
С началом перестройки запрет на картины Репина сам собой был снят, и художник активно участвовал в выставках, создавая новые работы.
В последние годы жизни Александр Репин вновь начал писать природу, но уже совсем с иных позиций, чем в молодости.
Выставка « Пространство и время 2» в галерее «Марис-Арт» представляет весь творческий путь Александра Репина, начиная с 1953-го и заканчивая 1995 годом.
При этом куратор Вадим Зубков ставил перед собой еще одну задачу: наиболее полно представить полотна, которые присутствовали на выставке 1977 года, ставшей роковой вехой в судьбе художника.
«Репин за свою жизнь проделал колоссальный путь от привычных для всех «левитанистых» работ до такого эпического уровня, на который до него никто пейзаж и не поднимал, – рассказывает Вадим Зубков, арт-директор галереи и куратор выставки. – Его космогонические пейзажи подводят зрителя к решению философских проблем уровня «война – мир», «жизнь – смерть». В литературе это уровень «Фауста» Гете».
Художник Репин не имеет громкого имени, но при этом работы его высоко оцениваются коллекционерами. Две трети выставки составлено из картин, находящихся в разных городах в частных коллекциях, и их экспонирование – безусловная заслуга галереи.
Поклонников мощного таланта Александра Репина порадует посвященный его творчеству альбом, который уже сдан в печать и увидит свет к окончанию работы выставки. Издание осуществляет фонд «Наш край».
Для «Марис-Арт» это уже 11-я по счету выставка, посвященная творчеству Александра Репина. Кроме того, в 2009 году специалисты галереи оформили выставку пермского художника в Научно-исследовательском музее Российской Академии наук в помещении Музея-квартиры Исаака Бродского (Санкт-Петербург).
Выставка « Пространство и время 2» будет работать в галерее «Марис-Арт» до 15 ноября.