Недвижимость
  1. Недвижимость
 02 ноября 2015, 09:00  

Инвестор не спешит

Инвестор не спешит
Торговая недвижимость Перми дешевеет на глазах. Тенденция как минимум на год, считают эксперты

В 2015 году ставки аренды на рынке торговой недвижимости в Перми серьезно снизились. По данным Аналитического центра «Медиана», уменьшение составило за девять месяцев 2015 года 16,19% – до 677 рублей за 1 кв. м. Минимальная арендная ставка зафиксирована на помещение в Свердловском районе по адресу ул. Героев Хасана, 105 (250 рублей за 1 кв. м). Максимальная арендная ставка составила 1,5 тыс. рублей за 1 кв. м на торговое помещение, расположенное по ул. Ленина, 58. «Аренда – более динамичный сегмент, который чувствительно реагирует на ситуацию в экономике, поэтому уже в течение года мы увидели снижение цен, заявляемых управляющими компаниями и собственниками», – отметила Юлия Цепенникова, руководитель отдела маркетинга и консалтинга PAN City Group.

На конец сентября объем предложения на рынке аренды торговых объектов составил 183 помещения, сообщают в АЦ «Медиана». Наибольшее количество вакантных площадей зафиксировано на объекты до 100 кв. м (42,6%). В структуре предложения торговой недвижимости по ценовой категории наибольшую долю в выборке занимают помещения стоимостью от 500 до 750 рублей за 1 кв. м. По данным PAN City Group, цены предложения на рынке коммерческой недвижимости держатся на уровне конца прошлого года. «Инвесторы не готовы корректировать цены, поскольку ряд объектов приобретен на пике рынка, и «в минус» собственники не хотят сработать. Сейчас постепенно некоторые помещения снимаются с экспозиции, что приводит к уменьшению объема предложения. Показатель упал по сравнению с прошлым годом на 30%», – поясняет Юлия Цепенникова.

Эксперты отмечают, что в силу низкой обеспеченности города качественными торговыми центрами концептуальные объекты остаются успешными и в кризис. «Рынок более чувствительно начал реагировать на просчеты в концепциях. Те объекты, которые не были продуманы с точки зрения месторасположения, трафика, паркинга, наполнения и т.д., испытывают проблемы. Специфика региона заключается в том, что здесь сложился дефицит качественных торговых площадей. С одной стороны, это привело к развитию стрит-ритейла. С другой – в Перми представлено достаточно ограниченное количество успешных качественных торговых центров, что позволяет им диктовать жесткую арендную политику и сохранять высокую заполняемость», – полагает Юлия Цепенникова.

Инвестор не спешит

Несмотря на то, что экономика переживает не самые лучшие времена, в 2015 году в Пермь пришли или заявили о строительстве торговых центров в городе сразу несколько крупных федеральных и международных ритейлеров. Весной этого года открылся «АШАН», получено разрешение на строительство магазинов строительных и хозяйственных товаров OBI и оптовой торговли SELGROS Cash & Carry, а также гипермаркета спортивных товаров «Декатлон». По оценкам экспертов, выход инвесторов в активную фазу – открытия или строительства торговых центров в Перми именно в этом году связан с наработками прошлых лет. Сегодня интерес инвесторов серьезно сократился.

По мнению Константина Копытова, директора управляющей компании «Столица Пермь», в городе существует недостаток торговых площадей в любом сегменте, но при этом есть и нехватка инвесторов. «Интерес строить либо приобретать объект на вторичном рынке есть, но сейчас инвестор более тщательно просчитывает риски. Перед нынешними владельцами коммерческих площадей в торговых центрах или в формате стрит-ритейла стоит стратегическая задача – сохранить бизнес на нуле, чтобы доходность в 2016-2017 годах могла покрывать издержки», – полагает Константин Копытов.

Екатерина Гресс, генеральный директор IDEM, подчеркивает, что сейчас рынок оказался в ситуации «идеального шторма», когда все, что может произойти, случается: и политика правительства в отношении кадастровой стоимости, налогов; и рост издержек девелоперов; и снижение доходов населения; и т.д. «Предпринимателям необходимо сместить фокус на конечного потребителя – покупателя, проанализировать его потребности, доходы и подстраивать бизнес под него. Когда у людей становится мало денег, они тратят их только на самое необходимое. Поэтому появляются так называемые «защищенные» сегменты: продуктовые магазины, аптеки, точки продаж товаров для детей и детские развлекательные и обучающие центры», – поясняет Екатерина Гресс.

Участники рынка убеждены: недостаток качественных торговых площадей может сыграть на руку краевой столице, однако это перспектива, скорее всего, даже не 2016 года. По прогнозам Юлии Цепенниковой, экономика начнет оживать, когда ключевая ставка опустится ниже 10%, поскольку рынки жилой и коммерческой недвижимости в серьезной мере зависят от кредитного ресурса. «Кризис рынка недвижимости пройдет в четвертом квартале 2015 года – первом квартале 2016 года. 2016-й будет годом рецессии, переходящей в стагнацию. Развитие сегмента коммерческой недвижимости, вероятно, начнет происходить в 2017 году», – добавляет Юлия Цепенникова.

Источник фото: flickr.com, Mariya Prokopyuk

Все новости компаний