Министерство транспорта Российской Федерации подготовило проект внесения изменений в федеральный закон №34 «Об организации регулярных перевозок пассажирским транспортом». Смысл поправок заключается в том, чтобы изменить существующую с 80-х годов систему оплаты услуг автовокзалов перевозчиками. Инициатором нововведений выступил Общественно-консультативный совет при Пермском УФАС России.
В июне 2015 года состоялось заседание Совета, посвященное вопросам ценообразования услуг автовокзалов. По итогам заседания принято решение направить в Минтранс РФ письмо о необходимости разработки стандартов оказания услуг автовокзалов для перевозчиков.
Сейчас наиболее распространенным является порядок расчетов, при котором автовокзалы удерживают с перевозчиков сумму в процентном соотношении от стоимости билета. В результате перевозчик, который осуществляет деятельность на маршрутах дальнего следования, платит значительно больше, чем перевозчик на маршрутах меньшей протяженности. Различная стоимость одной и той же услуги ведет к ущемлению интересов одних перевозчиков и создает необоснованные преимущества другим.
При этом антимонопольная служба отстаивая интересы перевозчиков, неоднократно указывала в своих решениях на то, что данный порядок является экономически необоснованным, а стоимость услуг автовокзала не зависит от стоимости билета.
«Антимонопольный орган имеет обширную судебную практику по данному вопросу. – рассказал начальник отдела контроля финансовых рынков Пермского УФАС России Сергей Михеев. – С 2009 года суды различных инстанций подтвердили правоту семи антимонопольных решений Пермского УФАС России, так или иначе связанных с установлением цен на услуги автовокзалов и определением перечня этих услуг. А в основу поправок федерального закона легло решение Верховного Арбитражного суда РФ, признавшего законным решение Пермского УФАС в споре с оператором пермского автовокзала».
Удальёв Антон ВадимовичИ.о. руководителя Управления антимонопольной службы (УФАС) по Пермскому краюСложившая ситуация была всесторонне рассмотрена в июне этого года на заседании Общественно-консультативного совета при Пермском УФАС. Решение направить письмо в Минтранс являлось коллегиальным. Сейчас речь идет об изменении сложившейся системы оплаты услуг автовокзалов по всей России. Изменение порядка ценообразования положительно скажется не только на перевозчиках, но и на жителях нашей страны. Одним из результатов изменения порядка ценообразования может стать снижение цена на билеты маршрутов дальнего следования. Изменения в федеральный закон - лишнее доказательство того, что Общественно-консультативный совет при УФАС является не просто совещательным органом, но способен решать реальные задачи.
Рынок услуг автовокзалов является специализацией Пермского УФАС России. По поручению ФАС пермская антимонопольная служба плотно занимаются данной темой и в целях улучшения практики применения Закона о защите конкуренции регулярно направляет информацию в другие территориальные органы.
Отметим, что пермские антимонопольщики давно добивались отмены сложившейся практики платы, которую автовокзалы взимают с перевозчиков.