По данным Пермьстата, в январе-сентябре 2015 года объем денежных доходов населения сложился в размере 761,236 млрд рублей (32,075 тыс. рублей в среднем на душу в месяц) и увеличился на 21,3% по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Причем реальные располагаемые доходы жителей региона за девять месяцев 2015 года выросли на 5,4%.
По оценкам экспертов, эта цифра не отражает реального роста доходов населения, поскольку покупательская способность сегодня уменьшилась. По словам Егора Чурина, генерального директора ООО «Инвест-аудит», если рассматривать этот показатель, то реальные доходы населения существенно снизились за последний год. «Цифры Пермьстата могут сказать о некотором увеличении начисленных доходов, но это статистика – мы понимаем ее методы. Сегодня говорить о реальном росте доходов населения просто нелепо», – полагает Егор Чурин.
Уменьшение доходов и снижение покупательской способности коснулось среднего класса. «В любой кризис беднейшие слои населения беднеют в два раза сильнее, богатейшие богатеют в два раза больше. В первую очередь от кризиса пострадал так называемый «офисный планктон» – те, кто был избыточен в экономике. При оптимизации затрат их просто выставили за дверь корпорации, банки, коммерческие организации. Офисный планктон – люди, которые не показывали никаких результатов в своих компаниях и не сделали ничего полезного. Сейчас этой категории граждан надо будет доказывать свой профессионализм и компетентность на рынке труда, необходимость экономики и бизнесу», – уверен Егор Чурин.
Михаил Поддубский, аналитик группы компаний TeleTrade, говорит, что сегодня средний класс в России продолжает отмирать. «Люди, занимающиеся бизнесом, чувствуют себя крайне неудобно. Ситуация в сфере кредитования остается в неблагоприятном состоянии – брать кредиты в валюте чрезвычайно рискованно, а кредитоваться в рублях под текущие проценты тяжело. Плюс население постепенно беднеет, следовательно, падает конечный спрос», – резюмирует г-н Поддубский.
Только необходимое
В 2015 году изменилась и структура использования денежных доходов пермяками, в частности, серьезно сократилась доля средств, направляемых на покупку товаров и услуг (с 75,4% на 1 октября 2014 года до 63,2% на 1 октября 2015 года). Аналитики отмечают: люди стремятся оптимизировать свои покупки.
Наиболее защищенными в сегодняшних условиях сегментом остаются товары повседневного спроса, от которых покупатели не могут отказаться совсем. Напротив, на крупные покупки – автомобили, бытовую технику и электронику – пермяки тратят все меньше средств. Отметим, что конец прошлого года ознаменовался бумом продаж товаров именно в этом сегменте: панические настроения покупателей относительно возможного роста цен на товары спровоцировал ажиотажный спрос.
По данным компании Nielsen, рынок упакованных товаров повседневного спроса (FMCG) в России за восемь месяцев сократился на 3% в натуральном выражении и прибавил 10,2% в денежном на фоне роста цен в категориях в среднем на уровне 13%. «Сжатие ощутимое, но не такое глубокое, как в других отраслях торговли: отказаться от потребления продуктов питания в существенных масштабах люди не способны. И хотя отказаться от еды невозможно, вполне возможно оптимизировать свое потребление. Делают это тремя способами: покупая по промо, посещая дискаунтеры и выбирая так называемые «частные марки» (private label)», – рассказывает Илона Лепп, коммерческий директор Nielsen в России.
По словам Михаила Поддубского, снижение доли средств, направляемых на покупку товаров и услуг, эксперты отмечают во многих регионах. «Население экономит на всех товарах, за исключением предметов первой необходимости», – делает вывод г-н Поддубский.
«Совершенно очевидно, что люди давно стали экономить и меньше приобретать. Об этом говорит не статистика, а закрывающиеся магазины и автосалоны, отчеты ритейлеров, которые отмечают существенное снижение продаж. Естественно, что в условиях реального падения доходов и роста цен люди приобретают меньше. На чем экономят в первую очередь? Предметы роскоши и покупки большой стоимости. Сейчас затраты идут только на текущее потребление или формирование стратегического запаса, который может помочь в трудные дни», – считает Егор Чурин.
Создают резерв
Именно создание «подушки безопасности» и спровоцировало рост доли средств в бюджете среднестатистического пермяка, направляемой на сбережения: с 3,9% на 1 октября 2014 года до 11,3% на 1 октября 2015 года. Анастасия Гилева, управляющий операционным офисом АКБ «Абсолют Банк» (ПАО) в Перми, связывает увеличение показателя с экономической ситуацией и тем, что люди хотят защитить свои накопления от инфляции.
По данным Банка России, в Пермском крае объем вкладов физических лиц в ТОП-30 российских банков в отечественной валюте составил 179,717 млрд рублей, в иностранной – 43,27 млрд рублей на 1 октября 2015 года. Эти цифры соответственно на 10,4% и 100,4% выше уровня прошлого года.
По словам Василия Шилова, управляющего Пермским филиалом АКБ «ФОРА-БАНК», в кризисной ситуации наблюдается картина, когда сокращаются рабочие места, снижаются доходы и растут цены на товары. «В силу этих причин люди пытаются меньше тратить, продумывая необходимость каждой покупки. Не чувствуя стабильности и не зная, что будет завтра, люди создают финансовую «подушку безопасности», – рассуждает Василий Шилов.
Михаил Поддубский подчеркивает: так же, как и уменьшение объема покупок товаров и услуг, рост сбережений замечается в целом по России. «Люди пытаются сформировать необходимый каждой семье резервный капитал, поскольку неуверенность в завтрашнем дне нарастает. Однако нужно понимать, что подобные тенденции достаточно сложно отследить. Вероятно, определенные слои населения, напротив, постепенно проедают свои сбережения», – делится аналитик.
Согласно статистике, увеличился и объем «денег на руках» в структуре использования доходов: за год с 7,9% до 13% на 1 октября 2015 года. По оценкам экспертов, это связано с низкой финансовой грамотностью населения. «За исключением депозитов и покупки валюты граждане не видят способов хранить сбережения. Этим и обусловлено хранение наличной валюты у себя дома. Тем более в текущих условиях, когда идет массовый отзыв банковских лицензий, граждане не доверяют никому», – считает Михаил Поддубский.
«В текущей ситуации сложно прогнозировать эффективность того или иного инструмента для размещения средств. Рынок меняется каждый день и очень зависит от геополитической ситуации. Кроме того, мы видим, как активно отзываются лицензии у банков. Все это обоснованно вызывает страх и неуверенность у многих людей при принятии решения, где размещать свои деньги», – считает Василий Шилов и добавляет, что хранить сбережения «под подушкой» неэффективно, да и небезопасно. «Депозиты в банках до сих пор остаются самым надежным инструментом. Просто при выборе финансового партнера нужно уделять пристальное внимание на длительность присутствия на рынке, входит ли банк в систему страхования вкладов и на то, к какому холдингу или группе компаний он относится», – рассказывает Василий Шилов.
Без изменений
Анастасия Гилева объясняет рост средств «на руках» тем, что стратегия размещения сбережений граждан России в первую очередь направлена на сохранение своих средств. «Мало кто думает о том, чтобы заставить их работать. Поэтому многим кажется, что хранение сбережений дома надежнее, ведь они на виду, их можно потрогать, пересчитать, переложить. Усугубляет это также нестабильная ситуация в стране: скачки курса валют и другие негативные факторы сказываются на психологии граждан, вынуждая проявлять осторожность. Также граждане рассматривают альтернативные варианты хранения сбережений – драгоценные металлы, иностранная валюта, недвижимость. Сейчас благодаря действию госпрограммы субсидирования ставок наблюдается значительный рост на рынке ипотечного кредитования. Поэтому в ряде случаев «деньги на руках» – это первоначальный взнос на приобретение жилья. Точка зрения, что покупка квартиры – хороший вариант сбережения средств, по-прежнему широко распространена», – поясняет Анастасия Гилева.
Эксперты, опрошенные Business Class, не прогнозируют серьезного роста доходов не только в ближайшие месяцы, но и годы. По мнению Михаила Поддубского, для перелома негативной тенденции необходимы структурные реформы. «Речь идет о приватизации госмонополий, административных послаблений для малого и среднего бизнеса. Но сейчас в это верится с трудом», – отмечает Михаил Поддубский.
По оценкам Егора Чурина, по итогам года следует ожидать ухудшение ситуации, так как предпосылок для улучшения просто нет. «Мы слышали заявления, что пик кризиса пройдет, – я соглашусь с этим мнением. Действительно, заметны некоторые улучшения, но, на мой взгляд, они связаны с ростом деловой активности и традиционным увеличением покупательской способности к концу года, закрытием проектов, в том числе и бюджетных. Но в целом серьезных позитивных изменений нет. В ближайшие годы также не стоит ожидать ощутимых изменений в лучшую сторону. Есть сигналы по ухудшению ситуации, но их реализация будет зависеть от политических рисков», – прогнозирует Егор Чурин.