Экономика
  1. Экономика
 04 декабря 2015, 16:23  

Штраф Монте-Кристо

Штраф Монте-Кристо
Пермские власти заговорили о возможности внедрения системы «Платон» на региональных дорогах. Взимание платы с «большегрузов» может привести к убыткам не только дальнобойщиков, но и лизинговых компаний

В конце ноября министерством транспорта Пермского края организовало совещание, на котором перевозчикам, в том числе участникам акций протеста, разъяснили, для чего введена плата за движение по федеральным автодорогам транспортных средств массой свыше 12 тонн. Напомним, 19 ноября пермские водители большегрузов, выступающие против запуска системы взимания платы «Платон», провели акцию «Улитка», создав многокилометровую пробку в районе Западного обхода. А 23 ноября организовали пикет в центре города и передали властям официальное обращение через приемную губернатора.

В совещании, которое после было организовано властями, участвовали представители ФКУ «Уралуправтодор», ГИБДД, Управления государственного автодорожного надзора и центра информационной поддержки пользователей системы взимания «Платон». Представители дорожной отрасли рассказали перевозчикам об острой нехватке средств на содержание, ремонт и строительство дорог. Было заявлено, что в случае внесения изменений в федеральное законодательство возможно введение аналогичной системы и на региональных дорогах. По словам представителя перевозчиков, сторонами были озвучены свои позиции, но компромисса достигнуть не удалось. «Наши доводы относительно дополнительной нагрузки на бизнес и роста цен для конечного потребителя выслушали, а единственный ответ – система взимания платы за проезд по федеральным дорогам работает исправно, все хорошо. Предложили готовиться к введению платы за проезд по региональным трассам», – рассказала Наталья Полякова, организатор акции против введения системы «Платон» в Перми.

Дальнобойщики протестуют и в других регионах, в результате первоначальные условия сбора были изменены. Правительством РФ принято решение, что до 1 марта 2016 года размер платы составит 1,53 руб. на один километр пути, а не 3,37 руб., как это планировалось ранее. Далее и до конца 2018 года будет действовать тариф, который также меньше первоначального – 3,06 руб. за километр. По сообщениям федеральных СМИ, Госдума готова сократить и штрафы за неоплаченный проезд грузовиков свыше 12 тонн: до 5 тыс. рублей за первое нарушение и до 10 тыс. рублей – за второе. Сейчас размер штрафа для юридических лиц составляет 450 тыс. рублей и 1 млн рублей соответственно.

По мнению Натальи Поляковой, временное снижение платы абсолютно не решает проблемы, а только оттягивает последствия. Что касается сокращения штрафов, то, по мнению собеседницы, эта мера была необходима власти, чтобы снизить градус конфликта. Первоначальная величина штрафов, по ее словам, была необоснованно завышена.

Кто заплатит?

Оплата штрафов в части случаев ложится на плечи лизинговых компаний. Приобретение фур на условиях лизинга – распространенная практика, позволяющая логистическим компаниям и отдельным перевозчикам оптимизировать затраты на формирование парка. Опасения у лизинговых компаний вызывает тот факт, что схема передачи автомобиля в лизинг зачастую такова, что им придется платить по системе «Платон». «Данный закон коснется тех лизинговых компаний, которые передают право владения техникой клиенту по доверенности, оставаясь при этом собственником и владельцем в одном лице, что отражается в ПТС и свидетельстве о регистрации ТС. Поэтому и возникает риск того, что все «заработанные» фурой штрафы будут приходить в лизинговую компанию. Однако именно эта схема всегда была для компаний преимуществом, так как позволяла минимизировать риски: лизингополучатель в таком случае не может совершать юридические действия с фурой без разрешения владельца. Теперь возникли риски, связанные с уплатой штрафов, и обеспокоенность лизинговых компаний вполне понятна, учитывая нынешний размер санкций», – поясняет Роман Коновалов, директор ООО «Глобэкс Финанс».

Объединенная лизинговая ассоциация (ОЛА) направила в Росавтодор обращение с просьбой рассмотреть возможность передачи обязанностей по уплате транспортного сбора лизингополучателям. «Если просьбы игроков лизингового рынка к Росавтодору не будут услышаны, то компании получат неконтролируемый рост убыточности по действующим договорам. Пока обязательства по уплате штрафов, начисляемых системой «Платон», лежат на собственнике транспортных средств, то есть в большинстве случаев на лизинговых компаниях, они вынуждены полагаться на честность клиента, не имея никаких иных механизмов для отстаивания своих интересов. В условиях общей экономической нестабильности такое положение дел может спровоцировать кризис лизинговой отрасли, а сами лизинговые компании могут быть вынуждены ужесточить условия работы с клиентами», – считает Антон Коновалов, основатель онлайн-сервиса грузоперевозок «Везёт Всем».

Он прогнозирует также, что на волне недовольства системой «Платон» транспортные компании обратят внимание на грузовики с разрешенной массой менее 12 тонн, не подпадающие под действие постановления. «Однако это будет локальная тенденция. Серьезного спада уровня спроса на 12-тонники не будет, поскольку для крупных логистических компаний использование такого транспорта продолжает оставаться экономически целесообразным», – уточняет эксперт.

«Компании, предоставляющие машины в лизинг, не должны платить по системе «Платон», так как они фактически не используют эти автомобили для перевозки грузов. Принятие поправок, предложенных ОЛА, должно привести к минимизации влияния системы на лизинговые компании. В таком случае единственное последствие для них будет связано с ухудшением ситуации на рынке грузоперевозок в целом, что приведет к снижению спроса на лизинговый грузовой транспорт», – заключает Богдан Зварич, аналитик ИХ «ФИНАМ».
Все новости компаний