Город
  1. Город
 13 декабря 2015, 12:00  

Гражданин онлайн

Гражданин онлайн
Пермяки тратят в год на покупки в интернете 8-9 млрд рублей, что в три раза меньше, чем в соседнем Екатеринбурге. Наибольший интерес вызывают скидки и бренды, демократичные по цене

По оценкам экспертов, объем покупок, совершенных пермяками в интернете, растет, в том числе за счет сокращения оффлайновых продаж. По данным компании InSales.ru, разработчика популярной платформы для онлайн-торговли, в 2014 году Пермь заняла 12-ю строчку в рейтинге российских городов по уровню развития потребительской электронной коммерции. Эксперты компании исследовали около 20 тыс. российских интернет-магазинов и установили, что их суммарный оборот в минувшем году составил 612 млрд рублей. Доля покупок жителей Перми составила 1,5% этой суммы, то есть порядка 9,18 млрд рублей.

Согласно расчетам Интернет-магазина E96.RU, в денежном эквиваленте рынок интернет-торговли в Перми (по всем категориям: одежда, электроника, техника, книги, товары для дома и ремонта, косметика и др.) составляет 8,4 млрд рублей. «Для примера – рынок интернет-покупок в Екатеринбурге достигает примерно 25,7 млрд рублей. Это около 5% от общероссийского», – рассказывает Дмитрий Иванов, PR-директор Интернет-магазина E96.RU. Если раньше товары через интернет-магазины заказывали в основном жители центральной России, то сейчас, с ростом доверия потребителей к электронным коммерческим площадкам, развитием служб доставки и снижением цен на нее, в процесс активно вступают и жители других регионов.

Как правило, через интернет пермяки приобретают одежду и обувь, бытовую технику, электронику и гаджеты. Еще одну большую группу «сетевых покупок» составляют товары для детей. Соотношения каждого сегмента отличаются в разных интернет-компаниях. По оценкам Игоря Шапиро, управляющего директора CUPONATION Russia, на сайте Cuponation.ru, больший процент покупок приходится на одежду – как по России в целом, так и в Пермском регионе. «Вторым довольно популярным сегментом является техника. Данные товары не сильно уступают по спросу, но часто вопрос возможности и цены доставки до конкретного города останавливает от покупки в интернет-магазине, плюс проще купить технику с доставкой в офлайн-магазине своего города», – добавляет Игорь Шапиро.

Специалисты портала Tiu.ru, одного из крупнейших российских маркетплейсов, отмечают, что самой популярной категорией товаров, которые пермяки приобретают в интернете, стала «одежда, обувь, аксессуары». «На втором месте – «красота и здоровье». Показывает стремительный рост категории также «строительство» и «авто-мото товары». Также за последний год наблюдается интерес к категории «товары для детей». В этом году резкое увеличение среднего чека произошло в таких категориях как «строительство» (на 14%) и «авто-мото» (на 18%) (в 2014-м был 5800, а в 2015-м – 6800 рублей). Однако средний чек на товары для детей уменьшился на 11%, а на одежду, обувь, аксессуары – на 4%», – комментирует руководитель портала Tiu.ru Евгений Иванов.

Свои и зарубежные

Игорь Шапиро рассказывает, что одними из самых популярных сайтов для интернет-покупок являются Lamoda.ru, Ozon.ru и Aliexpress. Их отличают широкий ассортимент и возможность доставки до конкретного города. «Часто выбор конкретного магазина зависит и от того, какое скидочное предложение заинтересует покупателя больше, так как товары в одном сегменте продаются в нескольких разных магазинах и решающим фактором становится цена (и возможная скидка), а также время доставки. Через наш сервис 80% покупок приходится на российские магазины, исключение составляет Aliexpress, ASOS и YOOX. Среди зарубежных – это основные популярные магазины», – подчеркивает Игорь Шапиро.

Евгений Иванов отмечает популярность маркетплейсов: в одном месте можно выбрать товар среди аналогичных и сравнить цены, не теряя часы на изучение множества сайтов. «Потребители на одной площадке могут приобрести абсолютно разные товары – от автозапчастей до детских товаров. Покупателям гораздо удобней приобрести все товары, многие интернет-предприниматели понимают удобство таких площадок и присоединяются к ним», – поясняет Евгений Иванов.

Помимо гигантов интернет-торговли федерального или мирового масштаба в Перми представлены и «региональные» интернет-магазины, которыми, например, владеют небольшие предприниматели. Как правило, они занимаются продажей одежды, обуви, детских товаров. Почти всегда они работают, «перепродавая» товары других площадок. Участники рынка отмечают, что огромный плюс таких магазинов – возможность быстрого получения товаров покупателем, но маленькие игроки будут уходить с рынка. «Вопрос доставки часто является решающим, поэтому такой бизнес вполне актуален, если нужно оперативно получить желаемый товар в краткосрочной перспективе. В долгосрочной – крупные интернет-магазины вытеснят мелкие. Из небольших ритейлеров останутся только нишевые игроки, которые будут предлагать товары конкретному узкому сегменту», – полагает Игорь Шапиро.

По оценкам Дмитрия Иванова, региональным интернет-магазинам в этом и следующем годах придется непросто. «Всем, кто осуществляет менее 100 доставок в день, будет очень тяжело жить на существующей выручке. С одной стороны, их теснят федеральные сети, которые агрессивно заходят в онлайн-продажу, и даже некоторые из них фокусируются на этом канале, срезая площади своих оффлайновых магазинов. С другой стороны, их поджимают китайские интернет-магазины, которые прочно зашли на российский рынок в этом году и начали его перекраивать. Они уже изменили «Почту России» так, что товары из Китая за неделю доходят до двери покупателя. 20 предыдущих лет не изменили нашу государственную почту так, как это сделали китайцы за год», – рассуждает Дмитрий Иванов. У региональных игроков есть несколько вариантов развития своей стратегии для продолжения работы компании на рынке. «Во-первых, развивать свой сервис, чтобы нести какую-то ценность для клиента. Те, кто этого делать не будет, а просто умеют перепродавать товар, уйдут с рынка. Во-вторых, уходить в ниши, которые просто неинтересны гигантам. Третий путь – слияния и поглощения», – резюмирует Дмитрий Иванов.

Холодильник, ноутбук, планшет

Одна из наиболее популярных категорий товаров для сетевых покупок – бытовая техника и электроника. По данным электронного дискаунтера Ситилинк-Пермь, средний возраст покупателя в интернете – 30-40 лет, это люди преимущественно с высшим образованием и доходом от 20 до 40 тыс. рублей в месяц.

Эдуард Полыгалов, управляющий директор электронного дискаунтера Ситилинк-Пермь, отмечает, что наиболее популярными товарами, которые пермяки покупают через интернет-магазин, являются мобильные телефоны, планшеты, ноутбуки, телевизоры, комплектующие для ПК. «Мужчины чаще покупают электронику, домашнюю технику и товары для автомобиля. Бытовую технику для дома и кухни, а также товары для детей чаще приобретают женщины», – делится Эдуард Полыгалов.

По словам Юлии Зотовой, менеджера по связям с общественностью торговой сети по продаже бытовой техники и электроники «М-Видео», покупатели из Перми активно покупают через интернет-магазин крупную бытовую технику – холодильники (лидирующая позиция), стиральные машины, телевизоры и сплит-системы. Одной из особенностей регионов является приверженность именно к самовывозу, как к удобной возможности заказать через интернет в удобное время и забрать в ближайшем магазине, добавляет Юлия Зотова.

Тем не менее эксперты отмечают, что есть ряд товаров, которые пермяки не готовы приобретать в интернете. «Основываясь на аналитике онлайн-продаж в Перми, можно с уверенностью сказать, что покупатели из этого города предпочитают покупать в оффлайн-магазинах малую бытовую технику, товары из категорий диджитал и гейминг», – делится Юлия Зотова.

Эдуард Полыгалов рассказывает, что большинство людей пока еще не готовы приобретать в интернете так называемые сопутствующие товары, как, например, чехлы для смартфонов и планшетов. «Ключевым барьером покупок через интернет остается необходимость подержать товар в руках перед покупкой, однако доля людей, кто без этого не может, с каждым годом сокращается», – резюмирует г-н Полыгалов.

Санки, варежки и шарфы

Другая большая категория товаров, представленных в интернете и пользующихся спросом, – товары для детей. Евгения Чухнова, директор департамента маркетинга и стратегии компании Mamsy, рассказывает, что в категории Moms&Kids жители Перми покупают те же вещи, что и пользователи из других регионов: детскую одежду, игрушки, товары для дома. «Однако спрос на товары зависит от сезонности и немного отличается от покупок клиентов из других областей, так как наблюдается разница в погоде. Например, в середине ноября в Москве еще была нулевая температура, тогда как в Перми за окном -10. В связи с этим пермяки быстрее, чем жители центрального региона, начали покупать теплые вещи: зимние курточки, свитера, шапки, шарфы, варежки и санки для своих малышей», – делится Евгения Чухнова и добавляет, что региональные покупатели более чувствительны к привлекательным ценовым предложениям, особенно если речь идет о такой категории, как товары для мам и детей.

По словам Евгении Чухновой, покупатели постепенно проникаются доверием к отечественным производителям, предлагающим товары по более низкой цене. «Однако многие продолжают относиться к российской продукции довольно предвзято. На деле же отечественные товары сегмента Moms&Kids не уступают по качеству зарубежным аналогам. К тому же отечественные компании используют натуральные материалы и гарантируют полное отсутствие подделок», – считает Евгения Чухнова.

Без эмоций

По оценкам экспертов, в сегодняшних экономических условиях покупатели в интернете, как и в оффлайне, оптимизируют покупки: приобретаю меньше товаров, внимательно изучают спецпредложения. «За 2015 год заинтересованность жителей Перми акциями и скидками в онлайне возросла практически в два раза. Также стоит отметить, что в целом по России вырос интерес к демократичным маркам одежды и покупатели стали активнее искать возможность сэкономить в интернете», – говорит Игорь Шапиро.

Евгения Чухнова констатирует: в кризис покупатель стал более избирательным. «Он совершает гораздо меньше «эмоциональных» покупок и отдает предпочтение практичным вещам. Сейчас среди родителей отмечается тенденция приобретения вещей «на вырост». В гардеробах малышей стало чуть меньше нарядных платьев и костюмчиков. Конечно, потребителей как никогда интересуют выгодные предложения, акции, скидки», – рассказывает Евгения Чухнова.

По словам Эдуарда Полыгалова, в сегменте бытовой техники и электроники произошла переориентация в сторону более бюджетных моделей, в том числе отечественных производителей. «В Ситилинке в Перми в данный момент особой популярностью пользуются компьютеры iRU, холодильники POZIS, стиральные машины ВЕКО, мясорубки АКСИОН, автомобильные компрессоры КАЧОК. Что касается известных мировых брендов, то люди готовы покупать их, как правило, в периоды действия акций и скидок», – говорит Эдуард Полыгалов.

Юлия Зотова подчеркивает: интерес со стороны покупателей к акциям и распродажам был всегда. «Причем покупатели по-прежнему приобретают технику и электронику известных брендов с проверенной репутацией, приравнивая покупку к инвестиции средств. Среди последних тенденций – покупка техники в период глобальных распродаж: Черная пятница, Киберпонедельник», – поясняет Юлия Зотова.

Дмитрий Иванов отмечает общую для всех регионов тенденцию: спрос смещается от А-брендов (Bosch, Samsung, Apple и др.) к категории B-брендов («Бирюза», «Атлант», китайские марки). «Мы зафиксировали это смещение в категории холодильников, мобильных телефонах и ряде других. Вероятно, этот тренд коснется всего спектра покупок в рунете, поскольку у людей денег больше не стало (наоборот, после обвала национальной валюты в прошлом году, курсовых скачков и отсутствия реального роста зарплаты в стране уже несколько лет), а запрос на замену, например, холодильника есть, приходится выбирать соразмерно своему кошельку.

Понятно, что по ряду необязательных товаров, таких как мобильные телефоны, удлинится их жизненный цикл. Если раньше люди меняли телефоны каждый год, то сейчас это будет делаться раз в полтора или два года в зависимости от продолжительности кризиса», – прогнозирует Дмитрий Иванов.


Портрет интернет-покупателя Пермского края

Портал Tiu.ru, один из крупнейших российских маркетплейсов, провел исследование аудитории интернет-покупателей Пермского края – реальных потребителей, совершающих покупки на портале.

Как выглядит типичный интернет-покупатель? Это мужчина или женщина (распределение почти поровну – 54,15% и 45,85% соответственно) в возрасте от 18 до 44 лет. Стоит отметить, что достаточно большой процент аудитории (11%) – люди старшего возраста, старше 55 лет. Мобильные гаджеты все больше интегрируются в жизнь пользователей, сейчас с помощью смартфонов и планшетов совершается 18% покупок в регионе.

Как заказывают и оплачивают заказы

50% заказов совершается через корзину на сайте и 42% – по телефону.

В первом полугодии 2015 года количество покупателей на портале увеличилось на 45% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года, что говорит о доверии пермяков к покупкам в интернет-магазинах и маркетплейсах.

51% – оплата наличными курьеру и 16 – безналичный расчет, 21% покупок оплачено наложенным платежом. Способы доставки выбирают преимущественно почтой (40%) и 24% – самовывоз.

Гражданин онлайн


Как сделать покупки в интернете безопасными?

Андрей Рычков, руководитель оператора платежей «Процессинговое агентство»:

Покупки через интернет стали привычными уже для большинства людей. Но стоит помнить о правилах безопасности, которые сберегут ваши деньги и помогут не стать жертвой мошенников.

1. Надежный продавец

Когда переходите к оплате покупки – проверьте подсветку в адресной строке сайта продавца. Она должна быть белого или зеленого цвета. Красная подсветка говорит о ненадежности сайта. У самых защищенных, с точки зрения проведения платежных операций сайтов, адреса начинаются с расширения https:// вместо обычного http://, и есть специальный значок в виде закрытого замочка.

Кстати, оплата может происходить как на сайте самого магазина, так и через процессингового партнера. Поэтому не пугайтесь, если вас перенаправили на другой домен.

2. Специальная карта

Вы сможете максимально обезопаситься от кражи денег мошенниками, если заведете для покупок в интернете отдельную карту. Переводите на нее средства незадолго до покупки. Тогда вам нигде не придется вводить данные карты, на которой находится основная сумма.

3. 3D Secure

Это технология дополнительной защиты. Для подтверждения покупки или перевода средств вам приходит sms с одноразовым паролем. Узнайте в вашем банке, подключена ли эта технология и если нет – подключите ее. В таком случае мошенники не смогут воспользоваться картой без вашего ведома, даже если к ним попадут ее данные.

Источник фото: flickr.com, Håkan Dahlström

Все новости компаний