Город
  1. Город
 05 января 2016, 11:00  

Езжайте парком

Езжайте парком
Пермское велодвижение в 2015 году испугалось за свои перспективы. Обсуждение будущего велосипедных дорожек – в очередном материале из рубрики The Best-2015

В Перми власти и общественность обсудили перспективы открытия новых велосипедных дорожек. Дискуссия закончилось плачевно для любителей прокатиться на велосипеде по городским улицам.

На минувшей неделе начальник «Пермской дирекции дорожного движения» Максим Кис доложил членам Временной депутатской комиссии гордумы по дорогам и благоустройству о развитии велодвижения в Перми (подробнее см. справку). Среди факторов, которые идут не на пользу распространению легкого транспорта, он назвал большую протяженность города и особенности климата. «С другой стороны, каждый год наблюдается рост числа велосипедистов, и их объединение в Перми ведет себя достаточно активно», – отметил г-н Кис и подчеркнул, что мероприятия по развитию велодвижения предусмотрены Генпланом города. Однако позже выяснилось, что депутаты считают долгую уральскую зиму критическим фактором, делающим нецелесообразным развитие сети велодорожек на улицах и тротуарах.

Руководитель общественного движения «ВелоПермь», член молодежного совета при Пермской городской думе Константин Никаноров акцентировал внимание на недостатках велосипедной инфраструктуры. По его словам, все положительные моменты, связанные с появлением новых путей, уничтожаются тем, что не ремонтируется дорожное покрытие уже существующих, но «разбитых» дорожек. Велосипедистам мешают бордюрные камни, ступеньки, колодцы, кусты, которые своевременно не убираются с дорожек. Большие сложности создают и автомобилисты, паркующие машины на пути автомобилистов. Он также отметил, что вместо единой сети пока существуют только разрозненные кусочки велосипедных дорожек и подчеркнул, что необходимо выделять средства на приведение их в порядок.

«Город сформировался в 1920-40-е годы, и тогда никто вопросом развития велодорожного движения не задавался. В существующую дорожную сеть очень сложно встраивать велосипедные дорожки– на это нужны достаточно серьезные средства. В то же время в Перми много парков, где велосипедисты могут кататься. Не могу сказать, что мы распространим сеть дорожек на весь город, но будем стараться поддерживать те, что уже есть», – ответил заместитель главы города Анатолий Дашкевич.

В новое, куда более критическое русло, обсуждение направил депутат Максим Тебелев. «Я никогда не был сторонником развития велосипедной сети. Пять лет стараемся это сделать, но уже пора признать, что климат не победить. В Перми на работу никто на велосипеде не поедет, таких людей точно менее 1%. Вы видели, чтобы с правого берега Камы кто-то ехал на велосипеде? Давайте поменяем концепцию, хватит тратить деньги непонятно на что. Нужно организовывать инфраструктуру там, где люди используют велосипед для развлечения, активного отдыха, спорта – то есть в парках», – заявил он.

Коллегу поддержал Дмитрий Малютин. «Дороги и так перегружены, а велодорожки будут отнимать еще больше проезжей части. Говорить: «Давайте делать дорожки, чтобы они пересекались» и прочее, когда у нас дорог не хватает, рано. Решим проблемы с пропускной способностью дорожной сети, тогда и поговорим о велосипедах», – высказался депутат. «Давайте откажемся от идеи «замкнуть» велодорожки в центре города. Зачем на это тратить деньги?» – предложил г-н Тебелев.«Согласен. Давайте развивать это в парках, скверах, местах отдыха», – присоединился депутат Владимир Плотников.

Собравшиеся заметили, что и в парках велосипедисты создают проблемы: гоняют на большой скорости, сбивая дедушек и бабушек. Это стало еще одним аргументом в пользу того, что именно в таких местах, в частности, в Черняевском парке, надо разделить зоны для пешеходов и велосипедистов.

Когда депутаты готовы были поставить точку в обсуждении, слово снова взял активист велосипедного движения. «Подождите, как тогда быть тому немалому количеству велосипедистов, которое появляется летом? – спросил Константин Никаноров. – Ездить по тротуарам и мешать пешеходам – или по проезжей части и попадать в аварии?». «В Кукуштан ехать и там кататься», – ответил Дмитрий Малютин.«Нельзя просто закрыть глаза на проблему», – не сдавался г-н Никаноров. «Есть скверы и парки и на правом берегу Камы, и в Черняевском лесу, и на Гайве, и в районе Левшино. Никто не против велосипедистов, но езда для них больше развлечение, чем средство добраться до работы, – повторил г-н Плотников. – Будем приводить в нормативное состояние те велодорожки, которые уже есть, а новые развивать в зонах отдыха», – заключил он.

Депутат Александр Филиппов с ним согласился и добавил: «Есть ПДД, в которые велосипедист вписан в качестве участника дорожного движения. А придумывать что-то дополнительное – это уже «произвольная программа». В наших полномочиях решать, стоит этим заниматься или нет».

«Тогда готовьтесь к авариям и ДТП», – уверил руководитель велосипедного движения. В ответ депутаты предложили ему заняться образовательными программами, которые помогли бы предотвращать несчастные случаи с участием велосипедистов. Новых вопросов не последовало.

Справка

Администрацией Перми создана специальная межведомственная рабочая группа, которая занимается вопросами развития сети велодорожек, а также проката и парковок для велосипедов. Что касается первого направления, по мнению г-на Киса, схема велодорожек, заложенная в генплан, излишне оптимистична. Поскольку предполагает, что дорожками пронизаны не только центр Перми и периферийные районы, но и связи между ними. «Опыт показывает, что люди, за исключением отдельных энтузиастов, не перемещаютсяна велосипеде на расстояние больше 10-12 километров», – пояснил Максим Кис.

Рабочая группа подготовила более реалистичное предложение по созданию связанной сети велосипедных дорожек. На отдельных улицах «полосу» для легкого транспорта можно выделить на существующих дорогах и тротуарах, а на ряде участков организация велодорожек невозможна без инфраструктурных изменений. В этих местах они могут появиться только при капитальном ремонте или реконструкции улиц. Поэтому велодорожки закладываются в проекты планировки территорий и строительства дорог и появляются постепенно. Новыедорожки появились на реконструированных участках улицах Героев Хасана и Маршала Рыбалко. Сейчас ведутся работы на улицах Советской Армии и Макаренко, где они также предусмотрены.

По словам г-на Киса, рассматривается принципиальная возможность выделения для велосипедистов части тротуара на проспекте Парковом, ул. Мира и пешеходной части ул. Крупской. В Индустриальном районе инфраструктуру для велосипедистов планируют развивать также в «СадуМиндовского».

«Поскольку ездить на велосипеде в Перми можно только в теплое время года, зимой велодорожки могут использоваться для временного хранения снега, убираемого с проезжей части и тротуаров», – отметил он. В заключение продемонстрировал варианты профилей улиц, когда велодорожка расположена между пешеходной частью дороги и зоной парковки автомобилей.

Подошли к решению проблемы «прерывистости» велодорожек. С ГИБДД согласован вариант продления дорожки на ул. Ленина через перекрестки, чтобы путь по ней был более удобным.

Традиционные парковки, которые представляют из себя металлические конструкции для прикрепления велосипеда, не пользуются популярностью, поскольку прикованных «железных коней» с них легко украсть. Решение проблемы велосообщество видит в том, чтобы совестить парковки с пунктами проката велосипедов. Для этого нужно создать нормативную базу для создания таких точек, которая устанавливала бы обязательность совмещения этих функций; и еще одно условие – взятый напрокат велосипед можно возвращать в любую из точек проката.

Все новости компаний